Растим умное поколение. Дончанин создает интерактивные пособия для детсадов

В Новочеркасске рождаются вот такие интерактивные тренажёры. © / Светлана Ломакина / АиФ-Ростов

– Почему мы о вас не знали? (Этот вопрос со стороны «АиФ на Дону» всплывал на экскурсии по Новочеркасской фабрике интерактива не раз – прим. авт.)

   
   

Директор предприятия Игорь Кисель разводил руками: «Наверное, потому, что нет пророка в своём отечестве». И дальше перечислял, сколько за 20 лет они сделали образовательного интерактивного оборудования.

И тогда стало понятно, что мы тоже их знаем: «говорящие» книги в музеях, уголки истории в школах, развивающие игровые установки в детских садах, интерактивные табло, скульптуры... Оборудование из Новочеркасска работает в 150 городах России, Казахстане и Белоруссии. О том, как всё начиналось, корреспондент «АиФ на Дону» поговорила с основателем НФИ Игорем Киселём.

Какие пособия нужны садикам

– Игорь Николаевич, во время экскурсии я поняла, что у вашего предприятия были очень разные времена. А сейчас особенно трудно, но вы не опускаете руки, никуда не уезжаете. И не злитесь. Что вас подпитывает?

– Я верующий человек. Это меня укрепляет и помогает.

Я всегда знал, что Бог есть и меня оберегает: если я ввязывался в неравный, но справедливый бой, я, маленький, худенький, всё равно откуда-то находил силы и побеждал; если оставался без работы, она сама находила меня; деньги, если очень нужны были, появлялись – вдруг отдавали мне старый долг, к примеру. Но если я этими деньгами распоряжался неправильно: не пускал в дело, а решал потратить на себя, тогда садился на мель. Уроки эти я выучил хорошо, поэтому уже давно сначала вкладываю в производство, а если что-то остаётся, могу взять и себе. А не остаётся – перетерплю.

– Вы обмолвились, что в прошлом военнослужащий. Вам 56 лет, значит, служба выпала на время распада СССР?

– Да, В 1991 году я как раз служил в Белоруссии. Армия СССР уже не существовала, и мне предложили принять присягу президенту Белоруссии. А у меня все родные и дом в России – забрал документы и уехал в Новочеркасск. Окончил здесь курсы повышения квалификации. Надо было чем-то заниматься. Я поехал в Москву: работал с аптеками, занимался лекарствами и лечебными чаями, освоился. Потом на ростовском заводе делал сейфы и кодовые замки. Плюс к этому занимался прокатом и продажей интерактивного оборудования – ставил большие экраны на праздниках. И вот когда я вплотную столкнулся с этими технологиями, понял, что они очень нужны в школах и детских садах. В то время, кроме наглядных материалов, книжек и игрушек, там ничего не было. Нет, из Англии к нам поступали интерактивные сенсорные столы, но стоили они от 600 до 800 тысяч рублей. И были все однотипные, громоздкие, сделанные из пластика. Я понял, что детские сады как финансово это не потянут, так и технически такой большой стол в помещение детского сада (у нас-то они, в основном, в старом жилом фонде располагались) не пройдёт. Я начал ездить на выставки и искать технологии, как можно сделать такие столы проще и лучше, думал сам и придумал. Мы опрашивали логопедов и психологов, разговаривали с педагогами: спрашивали, что им хотелось бы видеть на таком столе? Всё это я записывал, а потом наши дизайнеры и конструкторы придумывали, как совместить желаемое с возможным. Сегодня у нас работают 50 сотрудников – многие не один год, поэтому мы хорошо понимаем друг друга.

   
   

Чему нужно учить детей

– Что вы придумали первым?

– Настенное сенсорное образовательное оборудование, потом пристенное.

Места-то мало в детсадах, поэтому начинали с такого. Оно выполняло роль и шкафов, и игрового оборудования – лодки, космические корабли, паровозы, замки органично вписывались в интерьер и работали на развитие ребёнка. Самые, наверное, популярные у нас сундуки – начинка их меняется в зависимости от потребностей садика. Сундук может быть и логопедический, и «пиратский» с песочной анимацией, и для кукольного театра.

– Вот про кукольный театр очень интересно – вы же и куклы делаете, и пьесы для них пишете...

– Да, мы придумали разборную конструкцию из металлических трубок, которую можно собрать и разобрать. В собранном виде она занимает очень мало места. Сшили занавеси разных цветов. Заказали куклы. Потом пригласили методиста, она написала пьесы на основе сказок. Так начался кукольный театр. А потом я пришёл к мысли, что малышей надо приучать к нашим базовым ценностям и объяснять истинные значения слов – «спасибо», «благодарю». Надо учить их доброму и хорошему, отличать чёрное от белого – сейчас мы пишем пьесы и об этом.

– Давайте поговорим о проблемах. Известно, что работать с госзаказами всегда очень сложно, как было у вас?

– Так же, как и у всех. Вот смотрите – детсадам деньги теперь выделяются, но что именно надо покупать, подсказывают сверху. И есть поставщики, которые привозят им горшки по цене в три раза выше рыночной, и есть мебельщики, которые сколачивают между собой куски фанеры, наспех её красят, отправляют это безобразие детским садам и нормально живут.

СПРАВКА
Новочеркасская фабрика интерактива ООО «БАЗА» была образована в 1999 году. Фабрика вошла в список «100 проектов под патронатом президента ТПП РФ». Всё оборудование, произведённое НФИ, прошло дополнительную сертификацию качества и получило сертификат «Сделано на Дону».

Как бы это странно ни звучало, в Ростовской области нам работать сложнее всего. В Краснодарском крае много нашего оборудования, в Якутии, на Дальнем Востоке, а у нас, чтобы что-то сделать, надо пройти немыслимый путь. Иногда нам это удаётся, но чаще нет. Какие только власти к нам ни приезжали, как только ни хвалили и чего ни обещали, но воз и ныне там.

Нам обидно, потому что мы реальными делами реализуем программы, о которых говорят с высоких трибун: федеральная целевая программа развития образования, импортозамещения, патриотического воспитания, доступная среда, экологи и безопасность дорожного движения.

Стоит задача к 2030 году снизить смертность и травматизм на дорогах. А сделать это проще всего, обучая детей с самого малого. У нас для этого есть интерактивный комплекс-тренажёр «Добрая дорога». Он прекрасно себя зарекомендовал. Да и другие комплексы тоже. Все они полностью сделаны у нас. В России же ничего не выпускается – даже кнопки я привозил из Китая. Там она мне обходится в 30 рублей, а здесь – в 300. У нас нет ни нормальных кабелей, ни комплектующих. В итоге я купил станки, ЧПУ, кнопочки мы делаем теперь сами и пульты управления тоже. Отдельно хочется сказать о людях: за годы работы у нас сформировался отличный штат профессионалов – это дизайнеры и конструкторы, программисты и инженеры, сборщики.

Социальное импортозамещение

– Во время экскурсии звучало, что вы повторили какую-то суперсовременную интерактивную трибуну. Что это за история?

– У нас был заказ в лицее «Спектр». И я предложил на педсовете поставить интерактивную трибуну. Привёз её из Южной Кореи. Она огромная, напичкана всякой технологией, всем понравилась. И вдруг в конце подписания договора бюджет сократился в два раза: было восемь миллионов, стало четыре. Отказались от многого, оставили только лингафонные кабинеты, оснащение классов физики и математики. А вместо южнокорейской трибуны попросили сделать аналогичную нашу, в разы дешевле. Мы опытным путём проверили, что нашему учителю не понадобится, рассчитали габариты и начали выпускать. Трибуна отлично работает. Видите, нас жизнь постоянно ставит в условия, в которых мы должны развиваться: чем больше задач, тем больше выходов для развития. Как итог, спустя 14 лет после разработки первой в РФ интерактивной трибуны, в арсенале нашей компании более 100 инновационных изделий для образования и культуры, подтверждающих своё качество сертификатом «Сделано на Дону».

– Вы очень много сегодня говорили о детях. Спектр деятельности у вас большой: и скульптуры, и картины, и казачья символика. И основа – это образование...

– Образование – основа всего. Все передовые страны мира вкладываются в образование. И нам надо делать ставку на образование, а особенно на дошкольный сегмент – именно там рождаются наши инженеры, конструкторы, президенты. И если мы воспитаем их правильно, то через 10–15 лет получим поколение образованных, культурных, высокодуховных и патриотически настроенных людей.