Дьяволы на коне, костры и поклоны. Как отмечали Новый год народы Дона

У каждого народа свои неповторимые традиции. © / www.pexels.com

Весь 2021 год «АиФ-Ростов» писал про представителей различных национальностей, которые живут в Ростовской области. У каждого народа есть свои обычаи и традиции, в том числе на Новый год. А некоторые из них вообще отмечает этот праздник совсем в другое время.

   
   

Мы поговорили с жителями региона и выяснили, как они отмечают главный праздник года и от каких блюд ломятся их столы.

Что скажет королева?

Англичанин Робин Ашенден приезжал в гости в Россию с 90-х годов прошлого столетия, а в 2018 году переехал в донскую столицу насовсем. Здесь он преподаёт английский язык и отмечает Новый год вместе с ростовчанами – по нашим обычаям. В Великобритании все совсем по-другому.

«У английского Рождества есть несколько неизменных традиций, — рассказывает Робин. – В полночь в канун Рождества мы проводим полуночную мессу, церковную службу, которая проходит ровно в полночь: свечи, рождественские гимны, проповедь священника, а в деревнях пабы открыты до двух часов ночи, чтобы можно было выпить бренди. В целом мы не очень религиозная страна.

Робин Ашенден. Фото: АиФ-Ростов/ Михаил Кругликов

Родители оставляют детям носки с подарками (шоколад, мандарины и тд.) Во время завтрака можно услышать рождественские гимны (такие песни, как Hark the Herald Angels Sing и The Holly and the Ivy) по телевидению. С кухни будет доноситься запах жареной индейки и пирогов. Для взрослых заготовлены копченый лосось на черном хлебе с маслом, шампанское и коктейльная закуска «Дьяволы на коне», чернослив, завернутый в хрустящий бекон, на палочке для коктейля. Не все семьи здесь щедры - иногда братья и сестры соглашаются не покупать друг другу подарки.

На британский рождественский обед подается жареная индейка, которую фаршируют обычно смесью шалфея, панировочных сухарей, лука и каштанов, иногда с добавлением колбасы. Будет подливка и клюквенный соус, а также хлебный соус. Это одна из изюминок английской кулинарии, соус, приготовленный из кипячения, в молоке, лук с застрявшей в нем гвоздикой. А затем добавляют панировочные сухари и приправы. Будет жареный картофель, сосиски, бекон и брюссельская капуста, часто сваренная с каштанами.

Есть бумажные короны и шутки, которые можно зачитывать друг другу (всегда ужасно несмешные, что является частью забавы).

   
   

В тот момент, когда вы почти стонете от еды, которую уже съели, кто-то приносит большой дымящийся черный предмет. Это рождественский пудинг, содержащий все что угодно: от орехов, сухофруктов, алкоголя, и если его правильно подать, его нужно полить бренди, а затем поджечь. Он и подается с бренди, смесью сливочного масла, сахара и бренди. В этот момент люди начинают расстегивать ремни и верхние пуговицы на брюках. 

Днём показывают речь королевы. Было бы ошибкой думать, что к этому прислушивается вся нация, поскольку она правит уже 69 лет. Так что это – как обнадеживающая лекция вашей бабушки. После речи королевы некоторые семьи играют в шарады – игру, популярную и в России, где вам дают название книги или фильма и нужно разыграть его, чтобы другие могли догадаться. На следующий день мы пишем благодарственные письма за подарки».

Когда начнет расти солнце

Эдуард Киргуев – глава осетинской общины Ростова-на-Дону. Праздники диаспора отмечает вместе со всем населением Дона. Но старается сохранять и свои традиции. 

«Новый год мой народ давным-давно отмечал совсем не первого января, — рассказывает он. – Было также, как и у славян: отмечали всё по солнцу. Как только начинало расти солнце (после 21 декабря – дня зимнего солнцестояния), принято было жечь большие костры. Обычай в сёлах кое-где сохранился. Примерно на это же время приходится праздник Бындур (можно перевести как «очаг, основание дома»). Это единственный праздник, на который нельзя звать гостей. Отмечается только членами семьи, никому другому нельзя притрагиваться к мясу чёрной курицы (или индейки), которую зарезали на этот праздник. В определённый момент все участники выходят из дома, гасят свет, выжидают несколько минут, чтобы дать время духам приобщиться к застолью».

И еще раз – в феврале

Председатель ростовской региональной общественной организации «Корейский культурно-просветительский центр «Дон-Янь»  Александр Эм считает, что корейцам особенно повезло, наступление Нового года они празднуют не дважды, как все россияне (31 декабря и 13 января), а трижды. Ведь у них еще есть отдельный праздник в феврале.

«В Корее Новый год называется Соллаль и его празднуют в первый день лунно-солнечного календаря – в этот раз это произойдёт 4 февраля. Отмечают праздник на рассвете в доме старшего сына. За день до этого идёт приготовление еды и алкоголя для подношения предкам. Зажигаются ароматические свечи, после этого все выходят из комнаты, чтобы в нее вошли духи. Когда это происходит, люди делают поклоны. Это завершает церемонию и все приступают к завтраку. После трапезы все кланяются старшим. После полудня празднование завершается.

Если в эту ночь человек увидит Луну, то считается, что его ждёт счастье», - говорит Александр.

Ищи монетку

Донские армяне давно уже отмечают все праздники вместе с остальными народами региона, рассказывает ростовский краевед Георгий Багдыков. Но и в первые десятилетия жизни на Дону, Новый год отмечали тоже 31 декабря. Правда, со своими особенностями.

«В Нахичевани Новый год и Рождество всегда отмечали с размахом и очень торжественно, — говорит Георгий. – Как правило, за большим и праздничным столом собиралась вся семья – многочисленные родственники, дедушки, бабушки, тети, дяди. Хозяйки готовили праздничные блюда. Например, гату – это сладкая булочка, в которую кладут начинку из меда и ореха. К столу подавали самсу – пирожки, которые начиняли как мясом, так и различными сладостями. Готовился также каханд. Его готовили из меда и жареных орехов.

Готовился особый пирог тари. Его пекли так, что на нем было видно двенадцать ответвлений. Столько же, сколько месяцев в году. В одну из частей пирога опускали монету. Пирог разрезался и распределялся между членами семьи. Кому выпадает монетка – тому и будет счастье в наступающем году». 

Писатель Ерванд Шахазиз в книге «Новый Нахичеван и новонахичеванцы» рассказывал, что в городе 31 декабря с утра до вечера дети ходили по домам и пели праздничные песни – «каландос» («галандос»). Им за это взрослые давали сладости, а также гату, самсу и деньги.

Очень напоминает российские колядки, верно?

В Ростове каждый праздник превращается в совершенно уникальное мероприятие – ведь свою лепту вносят в него друзья и соседи, которые приходят в дом. А население на Дону очень многонациональное, поэтому и Новый год – пестрый, яркий и необычный.