Юрий Весняк: Каждый новый любовный роман - это новая пьеса или баллада

   
   

О женщины!

- Юрий Андреевич, моё знакомство с вашим творчеством началась с «Актрисы». Очень трогательное произведение. Как мне показалось, оно о несчастливой любви. Кто она, реальная женщины? Или ваша мечта, воплощённая в музыке?

- Актриса - это моя жена Татьяна. Красивая девушка, талантливая танцовщица. Она была из очень богатой семьи, я простой студент консерватории, учился на баяниста. Я был, мягко говоря, не чета Тане. У неё состоятельные и перспективные ухажёры, мне же нечего было ей предложить, кроме руки и сердца. Но такой «подарок» ей многие хотели преподнести. У Тани 1 января день рождения. Как сейчас помню: 1982 год, мороз, прихожу поздравлять её домой, а там уже мой главный соперник. Молча сажусь за рояль и играю. Тишина... А у Тани на глазах слёзы. Подхожу к ней и говорю: «Подарить мне больше нечего, но я тебя люблю. Будешь моей женой?» В том же году мы поженились.

- И всё же не зря, наверное, у меня сложилось впечатление о несчастной любви с актрисой. Вы с Татьяной недолго прожили? Ей, наверное, тяжело было ужиться с музыкантом?

- После развода переживал страшно. Шутка ли - 10 лет потом гулял: пил, кутил. Одним словом, старался забыть её. Вот сейчас понимаю, что она, молодая, красивая, привыкла к жизни, которую я не мог ей обеспечить. Да, и родственники всё время подначивали: мол, что это за специальность – баянист... Такой, как я, семью не прокормит. Тогда и пошёл учиться на композитор¬ское отделение, и, как оказалось, не зря. Душа давно чувствовала, что баяна мне мало. А то, что семейная жизнь не сложилась, оно и к лучшему. Жил бы с Таней, думал бы совсем о других вещах и вряд ли написал бы столько. Служение муз не терпит суеты. Точнее не скажешь.

- Иными словами творчество и семья несовместимы. Истинный творец должен быть одинок и несчастен?

   
   

- Я очень позитивный и жизнерадостный человек. В Писании точно сказано, что уныние - это грех. Мои 10 лет гуляний пагубно отразились на творчестве. Когда я пил, музы молчали. И тогда я понял: единственное, что меня вдохновляет, - это красота. А кто несёт в себе красоту? Конечно, женщины. Каждый новый любовный роман - это новая пьеса или баллада.

- Каково композитору жить в России, где классическая музыка не ценится?

- Очень сложно. Хотя и в нашей стране немало людей, неравнодушных к музыке. В начале 2000-х было очень тяжело с деньгами, и от меня ушла любимая женщина, которой я посвятил балладу «Не уходи». Но мне казалось, что она не получилась, душу не трогает. А тут в дверь постучался очень известный ростовский адвокат. Оказалось, что за стеной у него был офис. Попросил меня сыграть, а в конце расплакался. У него тоже какая-то личная драма была, поэтому он так проникся. Потом стал мне помогать. Записал альбом и устроил два концерта в филармонии. Этот адвокат познакомил меня с новой музой.

- Вы каждой женщине посвящали свои произведения?

- Нет, только тем, кто вызывал сильные эмоции. У моего мецената была секретарша, которая тоже приходила послушать мою музыку. Между нами ничего не было. Всего три встречи и один единственный поцелуй. Но эмоции незабываемые. И новая пьеса - «В облаках». Наши отношения мне только привиделись, она пропала, улетела и скрылась, как птица, в облаках.

- Среди ваших поклонников не только взрослые, вы сумели завоевать и другую, самую сложную, аудиторию - детей. Расскажите, как попали в Театр кукол?

- Опять же благодаря женщине - моей жене. Рано утром в Женский день 8 Марта возле цветочных магазинчиков на Центральном рынке меня - окликнул Владимир Сергеевич Былков. Талантливейший худрук Театра кукол. Его, к сожалению, давно нет. Я только защитил диплом - играл свой Концерт для симфонического оркестра. Дирижёром был Семён Аркадьевич Коган. Я был очень удивлён, что Былков меня узнал. В театре тогда при неизвестных обстоятельствах умер композитор и был объявлен конкурс на его место. Нужно было написать музыку к «Трём поросятам». Прибегаю к жене с розами, счастливый, кричу: «Меня Былков хочет к себе в театр взять, представляешь?» Она безразлично смотрит, не понимает, как для меня, начинающего и на тот момент безработного композитора, это важно. А меня взяли. Это действительно были волшебные три года моей жизни. Написал музыку к 10 спектаклям, и каждый раз всё так легко получалось, прямо с лёту.

20 лет спустя

- На афишах театра до сих пор ваше имя, спектакли по сей день нравятся. В чём секрет?

- Нет никакого секрета. Писать для детей легче. Они не умеют скрывать свои чувства. Если им грустно, они плачут, весело - смеются. Я до сих пор помню, как они радовались, плясали после спектаклей. «Русского Карлсона» дети во всех городах России играют. Мелодия очень игривая и простая. Малышня считает: русский Карлсон - это я.

- Вашу музыку слушают с удовольствием, аудио- и видеозаписи в Интернете насчитывают тысячи просмотров людей из разных городов России. Не пора ли покорять мир?

- Сейчас как раз готовлюсь к гастрольным концертам. Приглашают в Великобританию, Германию, Австралию и даже в Бразилию. Жду вызов и пишу музыку. Открою секрет: мечтаю написать музыку к опере и балету. Жду своего драматурга.

- А по каким произведениям?

- Конечно, по сказкам. Я же сказочник, ищущий истинную красоту и верящий в чудо. Решил замахнуться на «Русалочку» Ханса Кристиана Андерсена.

- Это будет опера для детей или для взрослых?

- Сама сказка философская, так что опера тоже должна быть со смыслом. Наверное, больше для взрослых. А вообще я не сторонник вычленять свою аудиторию. Вот сейчас смотрю, а мои поклонники - это в основном молодые люди.

- Значит, не такое уж у нас и пропащее поколение. Ведь, чтобы любить классическую музыку, нужно быть подготовленным человеком. С богатым духовным миром. Как вы относитесь, кстати, к современным жанрам - рэпу и року?

- Я мелодист, так что вне зависимости от жанра должна быть прежде всего мелодия. Очень люблю рок-баллады Scorpions и Queen. Рэп - это, на мой взгляд, не музыка. А вообще Баха, Моцарта и Бетховена ещё никто не переплюнул. Их произведения - это лучшее, что есть в мире музыки.

Смотрите также: