Первую программу под его руководством зрителям представят уже 21 сентября.
Почему дирижёр, выступающий на сценах известных оперных театров, в том числе и Королевской оперы «Ковент Гарден», «Ла Скала», «Метрополитен-Опера», согласился работать с оркестром, который в последние годы переживает нелучшие времена? И возможно ли вернуть Ростову былую славу музыкального города, в беседе с маэстро узнавали «АиФ на Дону».
Долгий путь к славе
- Александр Маркович, как вы, знаменитый дирижёр, выступающий в лучших концертных залах мира, оказались в Ростове?
- Мой папа был известным в Ростове хирургом-онкоурологом, более 35 лет руководил одним из отделений НИИ онкологии, мама тоже была врачом, но в нашей маленькой квартире всегда звучала музыка. Родители пели и играли на инструментах. Более того, считали, что музыка врачует. Например, папу после тяжёлых операций приводил в чувство... концерт Рахманинова, которого он обожал. Поэтому без преувеличения можно сказать, что я действительно рос в музыкальной семье, с малых лет учился играть на скрипке. Хотя когда решил стать профессиональным музыкантом, родительского одобрения не получил. Мама даже настаивала на том, чтобы я забрал документы из консерватории, всё-таки несколько поколений подряд в семье были врачами и учителями. Но я попал в класс скрипача Матвея Рувимовича Дрейера, педагога от Бога, и это изменило мою судьбу.
- То есть вы могли стать успешным скрипачом...
- Да, тогда стать дирижёром я и не мечтал. В нашей стране этот путь долог - забегая вперёд, скажу, что учился своей профессии более 20 лет. Просто на втором курсе решил собрать однокашников, чтобы играть интересную музыку. Так появился наш камерный оркестр, а я ночами стал расписывать новые партитуры. Через год нас уже пригласили выступать в филармонии. Мы подготовили сложнейший концерт к 100-летнему юбилею Стравинского. Меня заметил знаменитый ростовский дирижёр Леонид Кац, который и порекомендовал меня профессору Мусину в Ленинградскую консерваторию. Так я оказался в учениках у уникального дирижёра, взрастившего десятки талантливых мастеров, в том числе и Рената Салаватова, Арнольда Каца, Теодора Курентзиса, Валерия Гергиева и других. Он научил меня главному: задача дирижёра - объединить людей, создать атмосферу творчества. Дирижируя, я всегда пытаюсь добиться от оркестра максимально возможного качества звучания. Два месяца назад я работал в Англии с британским оркестром, мы ставили «Евгения Онегина». После концерта у выхода меня ждала молодая девушка. Она была потрясена этой историей... Вокруг нас собрались другие зрители. Я спустился в метро, окружённый людьми, которые подробно расспрашивали меня о концерте, о Пушкине. Я физически ощущал, как с помощью музыки на концерте случилось что-то невероятное. Эту искру между залом и музыкантами высекают дирижёр и его оркестр. Когда это единое целое, звучит настоящая музыка.
Партер уж полон?
- Чем после такого успеха вас могла привлечь ростовская сцена? Не секрет, что наш оркестр переживает трудные времена: дрязги внутри коллектива, крошечные зарплаты... Некоторым музыкантам приходится даже подрабатывать таксистами. Вряд ли всё это способствует творческой атмосфере.
- Я помню те времена, когда оркестр филармонии задавал тон всей культурной жизни Ростова. Что происходит с коллективом сейчас и почему, я судить не берусь. Во-первых, потому что сам только начал знакомиться с музыкантами. Во-вторых, эти дрязги меня мало волнуют. Когда меня попросили помочь улучшить ситуацию, я сначала отказался. У меня довольно плотный график, и одно дело приехать раз в пять лет и дать концерт, а другое - изо дня в день разгребать проблемы, которые кто-то после себя оставил. Но после разговоров с ростовскими друзьями, после встречи с руководством области понял, что так просто оставить город, в котором я родился и вырос, в котором всю жизнь трудились мои родители, я тоже не могу. Я заранее понимаю, что никакого волшебства за один день по взмаху дирижёрской палочки не произойдёт, и никаких иллюзий по этому поводу не испытываю. Но если есть желание у Министерства культуры поднимать филармонию на новый качественный уровень, то я был бы рад внести свой вклад в историю донской культуры. Независимо от места и сцены я всегда отталкиваюсь от простого правила: выдать сто процентов того, что могу, и разницы в работе с ростовским оркестром делать не буду. Сегодня передо мной стоит одна задача: открыть сезон сильной программой. Репетиции идут каждый день, по многу часов. Но пока я прощупываю уровень подготовки музыкантов и говорить что-то конкретное по этому поводу рано.
- Но даже если программа будет блестяще исполнена, сама филармония сегодня меньше всего походит на храм культуры. Разбитые туалеты, отсутствие ремонта, не так давно в фойе проходила выставка-продажа каких-то вещей... Как вернуть уважение публики?
- Безусловно, чтобы вернуть уважение публики и позволить музыкантам заниматься своей работой, а не подрабатывать на свадьбах, необходимы средства. Всё упирается в деньги, и без помощи власть имущих чуда не произойдёт. Но я в это чудо верю хотя бы потому, что оно уже случилось в Перми, где губернатор лично заинтересован в культуре. Город, который ещё вчера считался лишь промышленным, сегодня конкурирует с Москвой и Петербургом, столичные музыканты с удовольствием заключают контракты с местными театрами. Чего стоит один фестиваль «Белые ночи в Перми», который собрал созвездие российских солистов, давно живущих за границей. Каждый месяц там происходит что-то интересное, и это привлекает не только российских любителей искусства. А ведь активно работать над культурным имиджем города начали всего лет пять назад. Думаю, и на Дону нужно просто начать что-то делать. Большой путь начинается с маленького шага. Но, повторюсь, без помощи сверху не обойтись. Пока же всё держится на инициативе самих музыкантов. Надолго ли хватит их голого энтузиазма?
Встреча романтиков
- Раз вы согласились, значит, действительно есть перспектива. Каким вы хотите видеть ведущий оркестр нашей области?
- Я хочу, как, впрочем, хотел ещё со студенческих времён, просто исполнять высококлассную музыку в хорошей компании. И ростовские музыканты, несмотря на все трудности, могут это предложить мне и зрителям. Уверен, если людям дать возможность лучше узнать серьёзное искусство, они в итоге захотят к нему приобщиться. Можно долго рассуждать о том, как завоевать любовь публики, почему молодёжь всё меньше интересуется искусством и кто в этом виноват: семья, школа или государство в целом. Классическая музыка всегда была удовольствием для избранных. Но стать таким избранным несложно. Одна атмосфера ожидания чего стоит, когда музыканты только настраивают инструменты, полумрак зала... Или я излишне романтизирую? Впрочем, уверен, в Ростове таких же романтиков, как и я, достаточно. Предлагаю встретиться на открытии сезона.
Смотрите также:
- Treol: Идей должно быть больше, чем одна; цели - дальше,чем 10000 «лайков» →
- Владимир Познер: «Мне Путин сказал: кто платит, тот и заказывает музыку»! →
- Режиссёр Юрий Щербаков: "Человечество погубит падение нравов" →