"Чайники" на дорогах

   
   

Каждое четвёртое ДТП в Ростовской области происходит по вине начинающих водителей

В минувшем году на Дону случилось 6082 аварии, 758 человек погибли, почти восемь тысяч получили ранения.

Общее число дорожно-транспортных происшествий за последние годы понемногу снижается, однако стабильным остаётся один показатель: виновниками каждой четвёртой аварии становятся водители, только-только получившие права.

Через год - все Шумахеры

- Если быть совсем точным, то на долю тех, у кого стаж вождения составляет менее трёх лет, приходится 24 процента ДТП, 10 процентов совершают лица, получившие водительское удостоверение менее года назад, - пояснили в областном Управлении ГИБДД.

Об авариях, совершаемых "чайниками", как называют начинающих автолюбителей, гаишники говорят со знанием дела. Ведь значительная их часть как правило с пострадавшими.

- Однажды прошлым летом на Нагибина, на автобусной остановке, стояла семья с маленьким ребёнком. Молодой человек на "семёрке" въехал прямо в них, просто чудо, что никто не погиб, - говорят в отделении пропаганды Ростовской ГАИ. - Как потом выяснилось, он всего месяц назад получил права. В марте минувшего года такой же начинающий водитель около Музыкального театра на Большой Садовой, превысив скорость, сбил сразу четверых пешеходов. Был случай, когда девушка, совсем недавно сдавшая на права, въехала прямо в машину дорожно-патрульной службы! Перечислять такие факты можно долго.

При этом инспектора сетуют: ладно, если бы автолюбители без опыта просто допускали ошибки на дорогах, в конце концов все мы когда-то учились ходить... Так ведь нет, лихачат вовсю, бьются сами и калечат других. Уже замечено, что второй год водительского стажа самый опасный: в это время молодому водителю начинает казаться, что он уже набрался опыта, и "чайник" превращается в Шумахера.

Чему научат в школе?

- Исправить ситуацию можно, только улучшив подготовку водителей в автошколах, - констатируют в ГИБДД. Однако, похоже, что и это не выход. Ведь за тем, чему и как учат будущих водителей в автошколах, в полной мере сегодня никто не наблюдает.

В апреле прошлого года контроль за качеством обучения в автошколах передали в компетенцию Региональной службы по надзору в сфере образования Ростовской области.

- Однако возможности контроля качества образовательных услуг, предоставляемых организациями, занимающимися подготовкой водителей, весьма ограниченны, что связано с отсутствием федерального образовательного стандарта по программам подготовки водителей транспортных средств, - официально заявили в Ростобрнадзоре. - Мы лишь можем контролировать соблюдение автошколами условий на стадии получения лицензии и проверять затем соблюдение лицензионных требований.

Иными словами, можно лишь убедиться, что в автошколе имеются преподаватели и тренажёры. Но главное - насколько хорошо инструкторы обучают курсантов, проверить практически невозможно: нет стандартов.

Поэтому отсеивать уж самые убогие автошколы стараются ещё на стадии лицензирования. Только в прошлом году в выдаче разрешения Ростобрнадзор отказал семи из них. Ещё одну лицензию аннулировали за выявленные нарушения. Сейчас представители службы пробуют совместно с ГИБДД изучить статистику и посмотреть, выпуск.ники каких автошкол чаще других попадают в аварии, чтобы потом принять меры. Но пока что это всего лишь планы.

Фото В. Погонцева

КОММЕНТАРИЙ

"Правила мало знать на словах"

Директор ростовской юношеской автомобильной школы "Автоград" Ирина Зуева:

- Главное, чего не хватает в обучении будущих водителей, - это практики. Ведь можно научить курсантов назубок знать Правила дорожного движения, но любой человек, не имеющий практики вождения, сразу же растеряется, оказавшись на дороге. Тем более, что на дорогах у нас, к сожалению, далеко не все соблюдают ПДД, что ставит новичков в ещё более сложно положение. В прошлом году объём практических занятий увеличили с 32 часов до 50. Это правильное решение, но теперь надо повнимательнее посмотреть, кто и как учит будущих водителей. Сегодня десятки частных инструкторов предлагают свои услуги. Но есть ли у них самих достаточный опыт, педагогические навыки, наконец, условия для обучения? Сомневаюсь... Такой инструктор может научить ехать по обычной дороге, а ведь затем вам придётся и пересекать железнодорожные переезды и нерегулируемые перекрёстки, и ехать в горку. Но у частников нет автодромов, где имитируются такие сложные дорожные условия. Сможете ли вы затем преодолевать их, если вас этому не учили? Поэтому я уверена: во-первых, необходимо намного больше уделять внимания практическому вождению, во-вторых, повышать качество обучения. Пусть курсы продолжаются дольше, зато на дорогах не будет людей, которые умеют только трогаться и ехать по прямой.

КСТАТИ

Машину купил, "ездить" тоже

О том, что получить права может любой, были бы деньги, знают даже дети.

К четырём годам лишения свободы приговорил суд заведующего отделением Комиссии по медосвидетельствованию водителей ГУЗ "Центр восстановительной медицины и реабилитации N1" Николая Чеботарёва.

Следствие установило, что за взятку он без всякого осмотра выдал трём гражданам справки для представления их в ГАИ. О том, что у них могут быть проблемы со здоровьем, способные стать причиной серьёзной аварии, врач даже не подумал. Впрочем, серьёзного наказания он за это не понёс: срок заключения ему назначили условно.

Так же, условно, к двум годам колонии приговорили заместителя председателя Ростовского городского отделения региональной организации "Всероссийское общество автомобилистов" Николая Томашенко. Получив небольшую мзду, чиновник-общественник внёс в протокол о прохождении зачётов по Правилам дорожного движения фамилии шестерых человек, которых в учебном классе никто и не видел.

Хотя подобные случаи вряд ли могут показаться чем-то из ряда вон выходящим, ведь мало кто не слышал о том, сколько стоит купить права. Несколько лет назад разгорелся скандал. Оказалось, что одна из автошкол поставила на поток торговлю справками об окончании курсов. "Выпускники", как установили следователи, затем получали права и отправлялись в Ростов работать шофёрами на маршрутных такси. Стоит ли после этого удивляться, что водители маршруток гоняют по дорогам как умалишённые?

Смотрите также: