Антрополог Елена Батиева: "В донском прошлом много загадок"

   
   

Скромный стол, пара стульев и... остальное пространство, целиком заставленное стеллажами с сотнями картонных коробков. В них - останки без малого трёх тысяч человек, живших на Дону в самые разные эпохи - от 6 до 54 веков назад (!).

Это рабочий кабинет Елены БАТИЕВОЙ, авторитетного донского антрополога, кандидата биологических наук, старшего научного сотрудника Южного научного центра РАН (сейчас кабинет делят два научных учреждения - Юнц РАН и ЮФУ).

О жизни древних предков и загадках прошлого наш разговор.

Здоровье вне городских стен

- Елена Фёдоровна, век человека, жившего в бронзовом, железном веках и вплоть до конца средневековья, был очень коротким. А ведь люди были избавлены от плохой экологии, стрессов, бешеного ритма жизни...

- Вы спрашиваете, почему? Когда в нашем регионе стали появляться города, их население доживало и впрямь до 30, 30 с небольшим лет. Да и к закату средневековья жизнь увеличилась незначительно - в среднем до 40 лет. А вот продолжительность жизни донских кочевников так и осталась в пределах трёх десятков лет. Отчего так? Безусловно, не стоит идеализировать те времена. Достаточно увидеть узенькие улицы Танаиса, чтобы понять, в какой скученности, антисанитарии жили люди! Не было эффективных средств для борьбы с инфекциями. Однако есть и удивительные факты. Не один год я сопоставляла останки городского населения и тех, кто в то же самое время жил в степях. Да, степняки-кочевники погибали раньше. Но причиной тому были необходимость воевать, множество боевых травм. А вот здоровье у них было куда лучше. Они реже болели инфекционными заболеваниями. Горожане знали, что такое сильная зубная боль: у них были распространены кариес, зубные патологии. А у степняков кариеса мы прак.тически не обнаруживаем.

- И почему, как вам кажется?

- Возможно, это довод в пользу того, что кариес всё-таки инфекционное заболевание. А может, всё объясняется обилием молочных продуктов, которые употребляли в пищу кочевники.

Зачем сарматы уродовали детей?

- Много лет вы занимались палеодемографией. В частности, изучали феномен - людей с искусственно изменёнными, яйцеобразными головами, которые одно время жили на Дону. Что о них известно доподлинно?

- Для начала уже очевидно: донской регион во все времена был разноплемённым, разноэтническим, разноязыким краем. Благодаря реке, близости к морю, а также из-за того, что сюда шло перемещение племён с юга, из предгорий, на Дону постоянно происходило смешение населения.

А что до людей со странными, вытянутыми, черепами, которые в древности периодически появлялись в разных краях - на Ближнем Востоке, в Средней Азии и т.д., у нас они жили в двух временных отрезках. Впервые - очень давно, 4 тысячелетия назад, а второй раз обосновались на Дону во 2-м веке нашей эры. И стали последней волной перекочевавших к нам сарматов, поэтому их называют поздними сарматами. Знаете, на Дону в то время вообще происходило нечто удивительное... В наши степи переселилась группа главным образом только мужчин. Они были очень воинственны, подчинили себе население местных городов, стали брать в жёны горожанок. И в этих семьях тоже распространялся обычай бинтовать детям головы, чтобы добиться вытянутой формы черепа.

- Но для чего это делалось?

- Знаете ли, чтобы заставлять своих детей по нескольку лет круглосуточно ходить с туго перевязанной головой, должна быть очень веская причина! Я всё же сторонница того, что сарматы таким образом могли легко и быстро отличать своих от чужих. Они были всадниками. И для них крайне важно было на расстоянии полёта стрелы определить, кто стоит на горизонте. Тем более, известно, что сарматы носили колпакообразные шапки. Такой головной убор зрительно усиливал вытянутость черепа.

В отношении же более ранних яйцеголовых людей пока понятно меньше.

- Несколько лет назад в центре Ростова обнаружили уникальное захоронение. Относилось оно к энеолиту - времени 5 тысяч лет назад. Пяти из захороненных там людей при жизни успешно сделали трепанацию черепа. Приходилось ли вам встречаться с чем-то схожим, имевшим место в древности?

- Черепа со следами схожей трепанации я видела ещё в шести могильниках, найденных на территории области. Уже понятно, какими инструментами проводились эти операции. Но как обезболивались, обеззараживались раны - вопрос. Но и в отношении тех же яйцеголовых сарматов могу сказать, что они умели лечить глубокие раны, сопровождавшиеся воспалительными процессами. Как у них это получалось, тоже пока неясно.

Виктория ГОЛОВКО. Фото автора

Смотрите также: