Знакомство с серными рабами

   
   

Жители Таганрога Татьяна Морозова и Владимир Суворин объездили полмира. В их загранпаспортах есть отметки и государств Европы, и экзотических стран Южного полушария.

Но где бы они ни были, эти путешественники пользуются одним и тем же принципом: самое интересное начинается там, где заканчиваются традиционные туристические маршруты.

Красота требует жертв

Владимир - предприниматель. Его жена Татьяна - доцент кафедры экономики одного из вузов. Нередко в дальние путешествия с папой и мамой отправляется дочка Таня. Казалось бы, почему не провести семейный отдых в комфортном отеле?

- Нам кажется это пустой тратой времени. Того времени, за которое можно было бы узнать что-то новое, познать мир, сравнить, оценить, понять своё место в нём. И потом это просто интересно, - улыбается Владимир Суворин. - Подготовка к каждому путешествию занимает у нас несколько месяцев. Мы разрабатываем марш.рут, бронируем авиабилеты...

Но услугами профессиональных гидов стараемся не пользоваться. Местные проводники как правило показывают значительно более интересные и не исхоженные туристами места.

Именно так в отдалённой рыбацкой деревушке на севере острова Бали таганрогские путешественники нашли мистера Путу, который показал им уникальный вулкан Иджен, что на острове Ява.

- Наш проводник Путу пообещал нам показать нечто необыкновенное, но что именно, мы не знали, - вспоминает Татьяна. - Мы поднимались вверх, как вдруг заметили идущего навстречу худощавого мужчину, на плечах которого было некое подобие коромысла с корзинами, заполненными кусками жёлтой серы. Чуть позже мы увидели изумительной красоты озеро, расположенное в самом центре кратера...

Однако красота озера была смертельной. Над голубой гладью воды стоял туман из ядовитых паров серы. Вокруг чёрные выжженные остовы низкорослых деревьев и кустарников. Дышать было сложно, вредные испарения разъедали носоглотку и глаза. Но сквозь пелену слёз путешественники всё-таки заметили, что внизу, у озера, работали люди.

- Это серные рабы, - пояснил местный проводник. - За гроши они спускают с вершины от 70 до 90 килограммов чистейшей серы в день. Из этой серы делают дорогие кремы и фармпрепараты. Кому-то они помогают сохранить красоту и здоровье. А люди, которые её добывают, уже через пять-шесть лет становятся инвалидами или умирают. Сера разъедает их глаза и лёгкие. Но другой, более высокооплачиваемой, работы здесь нет...

Добрый дракон - сытый дракон

В сказочно-экзотиче.ской стране Индонезии нашим путешественникам удалось повидаться и с драконами.

- На самом деле драконами их называют условно. Это самые большие в мире ящерицы. И национальный парк на индонезийских островах Ринка и Комодо - это единственное место в мире, где они обитают, - объяснил Владимир.

Для того чтобы встретиться с драконами, путешественникам пришлось самолётом добраться до острова Флорес, оттуда на стареньком рыбацком судёнышке доплыть до островов Ринка и Комодо.

Всю дорогу местные проводники рассказывали страшные байки о нападениях кровожадных драконов на зазевавшихся туристов. Мол, комодские драконы достигают в длину трёх-четырёх метров. Жертву подкарауливают, притаившись в высокой траве. А в их пасти настолько ядовитая микрофлора, что одного укуса хватает, чтобы убить буйвола или оленя. Однако байки на то и байки. На берегу же путешественников ждала парочка полутораметровых драконов, которых явно подселили сюда для того, чтоб оправдать ожидания туристов.

- Мы направились в глубь острова. Нужно сказать, что индонезийцы невысокие. Наш провожатый был и вовсе мне по пояс. Он шёл вперёди, раздвигая заросли кустарника. Но вдруг остановился и лицо его посерело, - вспоминает Владимир.

Через секунду побледнели и наши путешественники: в двух метрах от них из кустов выглядывал трёхметровый дракон. Голова его была размером с проводника-индонезийца. Дракон втягивал ноздрями воздух и с интересом смотрел на незваных гостей.

- То ли он был сыт, то ли запах наш ему не понравился, но огромный самец отвернулся от нас и ушёл в глубь острова, - вспоминает Владимир. - И мы долго не могли прийти в себя. Кстати, потом от наших проводников я узнал, что за всё время поездок на остров такого большого дракона они не видели и в тот момент сами попрощались с жизнью...

Свадьба или похороны?

Впрочем, есть в Индонезии и удивительные обряды..

Как-то в одной из деревушек Татьяне и Владимиру встретилась яркая процессия. Дети в золотых нарядах отплясывали местные танцы, женщины рассыпали букеты цветов, мужчины несли большие помосты, на которых величаво восседали богато украшенные статуи женщины и мужчины.

- Это свадебная процессия? - поинтересовались путешественники у водителя.

- Нет, - ответил тот. - Это погребальная церемония. Мы радуемся, что смогли в соответствии с традицией проводить умерших в мир иной. По такому случаю в деревне устраивают праздник.

В жизни индонезийцев есть три самых важных события - рождение, свадьба и смерть. По нашим обычаям покойник должен быть кремирован, а процедура эта недешёвая. Поэтому деньги на смерть копят всю жизнь. Но часто их всё-таки не хватает. В этом случае покойника на время зарывают в землю. И когда по соседству умирает более богатый человек, бедняки "присосеживаются" к кремации. Достают из могилы своего покойника, покупают статую, прячут внутрь неё то, что осталось от родственника, и проводят обряд по всем правилам.

Две фигуры на постаменте как раз и были тем самым вариантом совместной кремации...

Ирина АДАМКОВА. Фото из архива семьи путешественников

Смотрите также: