Учёным, занятым в археологии, порой приходится сталкиваться с необъяснимым, непонятным и неожиданным поворотом событий как при проведении раскопок, так и уже после их окончания. "АиФ на Дону" обсудили с донскими археологами некоторые такие явления.
В августе и сентябре прошлого года на экспедицию, ведшую раскопки близ хуторка Обуховка Миллеровского района, вдруг как из рога изобилия посыпались неприятности.
- Я без уважения отношусь к людям, преувеличивающим событие настолько, что сказанное звучит как ахинея. Но и обманывать себя, закрывая глаза на реалии, не хочу, - говорит участник той экспедиции, археозоолог Алексей Магиря.
"Плохо, плохо мне..."
Сама необходимость вскрывать большой известный всем в той округе курган-могильник была связана даже не с научным интересом, а с сугубо практической необходимостью. В Миллеровском районе расширялась федеральная автомобильная трасса "М4". И так получилось, что новая развязка должна была пролегать как раз через этот обширный курган. Соответственно учёным предстояло провести раскопки и изучить его особенности и содержимое.
- Первым препятствием стало то, что едва мы начали работы, внезапно испортилась погода, - вспоминает Алексей Магиря. - Хотя, по-хорошему, август и сентябрь не время для затяжных дождей и таких сильных порывов ветра. А непогода не позволяет нам работать: при дожде, к примеру, не может работать трактор. Последующие события развивались ещё более странно.
- Техника, которую мы использовали, наёмная, мы за неё отвечали, - присоединяется к разговору известный ростов.ский археолог Игорь Гордин. - Была боязнь, что, если бросим её на ночь, её могут разобрать, украсть. Поэтому я попросил двоих ребят-рабочих ночевать рядом с ней, а лучше - на верхушке кургана, откуда, во-первых, хороший обзор, а, во-вторых, там не кусали так дико комары.
Однако через несколько ночей оба парня отказались от места ночёвки.
- Дело в том, что обоим не.ожиданно, чуть ли не впервые в жизни, стали по ночам сниться кошмары. А когда они начали укладываться на ночёвку не на кургане, а внизу, в отдалении, все кошмары как рукой сняло, - рассказывает А. Магиря.
Затем запили двое рабочих-азовчан, подрядившихся для земляных работ и всё лето совершенно благополучно отработавших с экспедицией на других раскопках. Затем, не объясняя причин, они уволились: учёным пришлось останавливать работы уже для того, чтобы спешно искать замену. Потом поглядеть на раскопки приехала компания любопытствующих.
- Все были трезвыми. Прилично одетыми. И вдруг одному парню, едва он приблизился к кургану, стало дурно. Стоял и бормотал: "Плохо, плохо мне тут..." - добавляет Гордин.
Компания в спешке уехала, а бедствия археологов продолжились.
Покойник - шаман?
"Словно какой-то невидимый механизм или некто невидимый создавал все условия, чтобы мы не могли подобраться к могильнику", - теперь, оценивая происходившее, полагают археологи. "Дошло до того, что человек, ведавший выделением техники, видя на экране мобильника наши номера, кричал в трубку: дескать, не говорите, что у вас опять сломался трактор!" - со смехом вспоминает А. Магиря.
Тогда, впрочем, было не до смеха: один за другим из строя вышли... 5 бульдозеров.
- Тормозившие работу факторы набирали силу, а потом - бамс, пружина лопнула, - продолжает Магиря.
...Сразу же после обнаружения и извлечения из кургана останков человека, предположительно относящегося к "срубной культуре", жившего 34 - 38 столетий назад, всякие помехи перестали возникать, прекратили ломаться бульдозеры и т.д.
- Пока о "срубном" да и о ближайших - "катакомбном", "ямном" и прочих периодах мало что известно, - признаются учёные.
Наука действительно пока не в состоянии сказать, какие племена населяли донские степи 3 - 4 тысячелетия назад, на каком языке говорили, какими были цвет кожи, волосы. Ясно лишь, что они знали толк в скотоводстве. А в отношении "злого" покойника учёных заинтересовало то, что он был завёрнут в шкуру - "пакет".
- Как таковые "пакеты" - нечастое явление, - поясняет Гордин. - Но в любом случае очевидно: тот человек умер в другом месте. Впоследствии для какой-то цели его вытащили из земли, завернули в шкуру и перенесли к кургану, где и перезахоронили. Так что логичны вопросы: что это был за человек, почему с его останками поступили именно так?
Останки переданы для изучения донским антропологам. А в экспедиции лишь разводят руками. Не исключено, считают учёные, вал злоключений - лишь случайность. Как нельзя, говорят они, исключать и то, что из разрытого кургана они достали останки человека, практиковавшего какой-то культ - к примеру шамана племени.
- А может, мы просто попали, как говорят в народе, в "плохие места", - размышляет Алексей Магиря. - Да и шаман ещё при жизни мог облюбовать этот в чём-то аномальный курган или место вокруг, мог попросить похоронить его там. А соплеменники почему-то сделали это лишь по прошествии времени.
Проклятие кладов существует?
Недавно видела по ТВ передачу о "кровавом следе" печально известного алмаза "Хоуп" редкой окраски - сине-фиолетового. Якобы его похитили из клада в Индии, по поверью он был глазом бога Рамы. И всем своим последующим владельцам насылал беды: одна обладательница пропала без вести, второго застрелили, третий утонул. У очередной хозяйки погибли дети. Последний владелец, чтобы избавиться от камня, отослал его почтовой посылкой неведомо куда, в итоге камень исчез. Выходит, у разговоров о проклятиях кладов есть реальная почва?!
В. П о н о м а р ё в а, Ростов
Говоря о бедствиях, подкарауливающих археологов, в пример в последние годы приводят известного донского археолога Евгения Беспало.го. Именно его находки легли в основу знаменитой "золотой" коллекции Азовского музея-заповедника, побывавшей в Великобритании, Франции, Германии, Японии. Самого учёного уже нет в живых. Несчастье постигло и его жену: на очередных раскопках на неё обрушился пласт земли. Сгорел сын...
- Я не вижу в разговорах о проклятых кладах никакого смысла, - категорично сказал Павел Ларенок, начальник археологической экспедиции Ростовского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. - Рассуждать так - повод обратиться к психиатру.
- А я верю в "злое" золото и отношусь к нему крайне негативно, - сообщил другой авторитетный донской археолог, связывающий обнаруженный клад с семейной бедой и отказавшийся от разговора, так как "рана очень сильно болит".
- В 1988 году, чтобы приготовить поле под Чалтырем для мелиорационных работ, я должен был исследовать курган. Зацепил бульдозером пласт земли, - вспоминает археолог Игорь Гордин. - Там, в тайничке, лежал клад - свёрнутый красивый пояс с золотыми пластинами, украшенными кораллами, альмандином. И вскоре мне кто-то ПЕ-РЕ-КРЫЛ путь в археологии... По стечению обстоятельств я ушёл из археологии, уехал, стал работать в сельской школе учителем истории. А вернулся в профессию в 2002 году другим человеком, понимающим, что, раскапывая курган, мы тревожим покой мёртвых людей. К тому же не знаем, какие над ними совершались обряды. Так что теперь перед тем, как исследовать курган, я молюсь...
- В мире возможно существование вещей, которых мы пока просто не понимаем. Пример - заговоры от грабежа, - считает археолог Алексей Гармашов. - Бывало, десятки курганов под Ростовом, под Танаисом ограблены, а среди них один, который на виду, не тронут. Конечно, можно предположить, что современники знали где искать и не возились со "зряшными" захоронениями. Но бывает: именно нетронутый содержит ценные вещи.
Смотрите также:
- Владимир Кияшко: "Профессионалы никогда не стремятся найти драгоценный клад" →
- «Дорога в никуда». Археолог о находках, которые не может объяснить наука →
- За горизонтом событий. Донской учёный знает, куда уходит время →