Рафаиль Туишев: "Эту музыку называли какофонией"

   
   

Как зарождался ростовский джаз? Кто был среди его "строителей", что может ждать донской джаз в дальнейшем?

Об этом мы разговорились с "движущей силой" ростовского джаза - автором-координатором фестиваля "JAZZ по-ростовски", председателем первого в Ростове джаз-клуба, инициатором выхода в свет книги "Jazz по-ростовски. Время. Даты. Имена" Рафаилем ТУИШЕВЫМ (на фото).

Но прежде чем начался разговор, мы вместе. просмотрели альбом, посвящённый одному из первых на Дону, пусть самодеятельных, но уже по-настоящему джазовых ансамблей - "Молодость - 66".

- Рафаиль Хайруллович, джаз долго был под запретом. Но та же "Мо.лодость - 66", где вы были руководителем, открыто писала в программке, что исполняет произведения американского джазмена Дюка Эллингтона.

- Отношение и правда было запретительным. А что до программки, да, там значились "Экспромт" Эллингтона, его фокстрот "Хмурый сержант". Но часть вещей мы камуфлировали. (Хитро улыбается). Вот смотрите: написано, что мы будем играть "Вступительную в космос" Г. Подельского. Действительно, есть эстонский композитор Геннадий Подельский. Но произведения с таким названием в природе нет. Вместо него мы "контрабандой" играли известнейший экспромт американца, джазового пианиста Каунта Бейси. (Напевает). Парарааааам... пара... парарам... парарам.

- И вас не раскусили?

- А чёрт его знает, раскусили нас или нет те же комсомольские и партийные органы. Дело в том, что и люди, работавшие в этих органах, были разными. Я сам был ярым комсомольцем! Секретари Ростовского горкома комсомола Николай Барановский, Олег Маркин видели интерес молодёжи к джазовой музыке. И хотя сами они не всегда джаз понимали - может, не любили его, но им не хотелось отмахиваться от молодых. Поэтому они относились к нам лояльно. Хотя бывало и по-другому... В книге "Jazz по-ростовски" я описываю эпизод: в 1968 году намечалось провести первый большой вечер-концерт джазовой музыки. И вот за день до мероприятия я захожу в городское Управление культуры и сталкиваюсь с перепуганным инспектором по музыкальным школам и коллективам товарищем Милейков.ским, который учиняет мне полный разнос. В итоге при мне звонит в КГБ и кричит: "Товарищ Туишев внедряет чуждые влияния буржуазной культуры!" Вскоре мне объявили: концерт отменяется. Но он всё-таки прошёл! Я принялся объяснять: музыканты из других городов уже едут в Ростов - причём за свой счёт, взяв отпуска на работе. В конце концов тогдашний первый секретарь горкома комсомола Владимир Быховенко принял мою сторону, сказал, что берёт всю ответственность на себя. Концерт прошёл на ура! Хотя одновременно была сформирована комиссия, которая демонстративно в начале концерта ушла, обозвав всё какофонией.

- Вы говорите, некоторые сподвижники джаза, музыканты-ветераны незаслуженно забыты. Вот вы упомянули подпольно переводившего иностранную литературу о джазе Игоря Сигова...

- Сигов - уникум. Человек, умерший в 32 года, но при этом успевший стать первым джазовым просветителем в СССР! Он переводил с немецкого, польского, контактировал с переводчиками джазовой литературы в стране, создал "ГИД" - "Группу по исследованию джаза в СССР". Разумеется, за всё это можно было схлопотать срок. Вообще же о Сигове, увы, мало что известно, его семья, жившая на Халтуринском, уехала из Ростова. Что касается музыкантов, мало кто помнит Татьяну Тумбулову - ростовчанку и первую пианистку в СССР, игравшую джаз (да как!), прекрасного барабанщика Игоря Метёлкина...

- На фестивале блистали воспитанники ростовской джазовой школы, тем не менее покинувшие наш город. Какое будущее у ростов.ского джаза?

- На мой личный взгляд, джаз и сейчас в Ростове не особо в почёте. Центр имени Кима Назаретова располагался в кинотеатре "Россия", здание которого до 2012-го будут кардинально перестраивать. Где всё это время будет репетировать биг-бэнд, который Ким создавал, никого особо не волнует. Но надежда на лучшее есть. Есть же, например, великолепный детский оркестр - Биг-бэнд детской джазовой школы имени Кима Назаретова, с огромным успехом гастролирующий по миру!

Смотрите также: