Любимому на Дону композитору, профессору Ростовской консерватории им. Рахманинова Леониду КЛИНИЧЕВУ - 70.
Он, работавший в Московской консерватории, а впоследствии композитор, чьи работы были востребованы за рубежом, успешно проявивший себя в сочинении музыки для кино и документалистики (в телефильме "Было дело, да!" песни на музыку Клиничева, к слову, исполнила тогда сту.дент.ка музучилища Алла Пугачёва), в конце концов отдал предпочтение Ростову.
Так и сказал: "Потому что я южанин". И потому, что безумно увлекла работа: сначала написание балета "Тихий Дон" по мотивам романа Шолохова, потом - сочинение оперы "Цыган" на основе романа Анатолия Калинина. По.следняя три года назад была поставлена на сцене Ростов.ского Музтеатра. Но вообще основная часть его "послужного списка" - музыка для симфонического оркестра, хора, солистов - симфонии, сюиты и т.д.
О востребованности сегодня классической музыки, юбилейном настроении, любви и одиночестве зашёл наш разговор.
Но первым делом я от имени редакции поздравила Леонида Павловича Клиничева.
- Леонид Павлович, как отметили круглую дату?
- (После паузы) Да никак. Если уж честно говорить, я страшно не люблю юбилеи. Ну что в них хорошего, скажите, пожалуйста?
- Ну, это повод...
- (Перебивает и усмехается) Выпить?
- И это тоже, но ещё и повод оценить сделанное человеком, отдать ему должное.
- Может быть. Вот я и попраздную вместе со всеми, 31 октября. (31 октября в Ростовской филармонии прошёл концерт, посвящённый юбилею Клиничева. - Авт.) Близкие люди, друзья придут на концерт, а после его окончания я сделаю банкет, приглашу, в том числе, музыкантов оркестра. Мы поднимем по бокалу - на этом всё. А вообще, вы знаете, очень хорошо по этому поводу в преддверии своего юбилея сказал Марк Захаров - у него недавно было 75-летие. Он говорил: "Если меня кто-то будет поздравлять, я сочту это оскорблением". Шутка, конечно. Но всё равно это значит, что он прекрасно понимает: силы уходят, он уже не тот, каким был в 30, 40 лет...
"Перед студентами-прогульщиками я извиняюсь"
- Леонид Павлович, вот вы пеняете на годы, а выглядите молодо. Когда идёте, даже молодому человеку трудно за вами поспеть. А ещё, говорят, ваша внучка называет вас по имени.
- Лёней? Да-а-а (с гордостью). Правильно делает! Но тут объяснение в другом: я стараюсь с людьми любого возраста иметь отношения на равных. К примеру, со студентами. Я не считаю, что они мои студенты. Они мои, ну, товарищи, друзья. Другое дело, что у меня опыта больше, я могу им что-то подсказать. Но при этом всегда говорю, что я могу быть и неправ. Больше того, если студент проигнорирует урок, стараюсь его не ругать, а, наоборот, просить у него прощения. Значит, я не так преподнёс ему предыдущий урок, не смог заинтересовать, чтобы он всё бросил и пришёл на следующее занятие.
А что до, как вы говорите, моложавости, я аб-со-лют-но ничего для этого не делаю. В этом "вина" только моих родителей, точнее, деда, бабушки - другой родни по отцовской линии. Они - крымские, мы жили рядом с Феодосией. Имели виноградник, и было известно, что у нас делалось самое хорошее вино во всей округе. Впоследствии деда и бабушку сослали в Сибирь, но они всё равно дожили почти до ста лет.
- Вы заговорили о родных... Знаю, что для ваших поклонников - вообще загадка: как мальчик из далёкой от музыки семьи, выросший в маленьком городке, вдруг приобщился к сложнейшей музыке, окончил консерваторию?
- Вы понимаете, мои родители музыкально образованы не были, но вот какое-то чутьё музыкальное у них было. Отец был зоологом, мать - ветврачом. После войны отец привёз мне с фронта трофейный аккордеон. Вот с него и началась вся моя музыка. Я самостоятельно его освоил. И, мне было лет 10-11, над аккордеоном у меня только чуб торчал, играл в клубе на танцах. Так знаете, сколько я зарабатывал?! (Смеётся). Нет, серьёзно, я приносил домой денег больше, чем отец и мать вместе взятые. Но потом они меня пожалели (было очень тяжело, без остановки надо было играть не меньше трёх часов), "изъяли" из клуба и наняли мне учителя музыки Николая Петровича Вепревцева. Вот с его лёгкой руки я освоил пианино, после окончил сразу два отделения музучилища, ну и пошло...
Деньги - зло?
- Ещё три года назад, когда на сцене Ростовского Музыкального театра состоялась премьера вашего "Цыгана", пошёл слух, что вы работаете над новой оперой.
- Я её недавно окончил. Даже помню точную дату когда - 10 июля. Но она ещё не оркестрована - на это потребуется полгода. Это опера по Чехову, по его повести "Драма на охоте". Сценарий для неё написал очень крупный современный музыковед, профессор Московской консерватории Всеволод Задерацкий. Он мне этот сценарий предложил, и в опере много интересного, на мой взгляд, есть. А самое удачное то, что мы сделали необычную вещь: в либретто использовано много русской поэзии - начиная от Пушкина, Полонского и до Цветаевой, Бунина. И это всё так хорошо в характеристику каждого действующего лица легло...
А что касается трактовки, я думаю, она одна: деньги решают всё. Так что получился очень современный сюжет. Хотя, конечно, эту тему "деньги - зло или нет?" можно долго развивать. Деньги, с одной стороны, дают свободу. Может, дело даже не в богатстве, а в свободе. Когда вы знаете, что всё, что вам нужно, вы можете приобрести. И эта свобода - она очень важна - кому-то в творчестве, кому-то - в чём-то другом. Для третьих - это вообще самое главное в жизни, они готовы ради неё на всё. Продают любовь, порядочность. Хотя в основе своей деньги - безусловно, зло. Поэтому знаменитый Поль Гоген, например, уехал на остров в Тихом океане, чтобы быть свободным и независимым ни от каких денег. Один раз вернулся в Париж, посмотрел, что там делается, и моментально вернулся обратно. Так всю сознательную жизнь и провёл на острове. И, наверное, каждый творческий человек ему завидует.
Хотя, конечно, здесь есть и другой аспект. Сегодня мы наблюдаем малый интерес к классической музыке. Я недавно был в Москве, зашёл в Большой зал консерватории. Исполнение было на высоком уровне, а слушателей - едва ползала. А ведь раньше всегда было битком! Причин такому охлаждению - масса. И в том числе то, что люди, которые готовы идти в консерваторию, в филармонию, сегодня не живут, а влачат существование. Как только открылись границы, сколько музыкантов, выпускников нашей консерватории, уехало из Ростова! Потому что за рубежом совершенно другие зарплаты в сфере культуры.
"Плов никому не доверяю"
- Леонид Павлович, в кулуарах вы слывёте человеком, чрезвычайно любящим уединение. Родные на вас за это не обижаются?
- Я скажу вам откровенно, когда я сижу дома один и работаю и никого нет рядом, я чрезвычайно счастлив. К сожалению, только одиночество даёт возможность не переключаться ни на что и работать. Но это не мешает мне безумно тревожиться за близких. К примеру, вчера заболела, подхватила простуду внучка Маша: сидела в кресле, внезапно поднялась и потеряла сознание от слабости. Меня аж затрясло всего, думаю, не дай Бог...
- Вы много работаете, супруга (Елена Мухарбековна Клиничева - хормейстер Ростов.ского Музтеатра. - Авт.) тоже занята в театре с утра до позднего вечера. На чьих плечах в таком случае лежит быт?
- Ну, например, что касается еды, выкручиваются как-то жена с дочкой - то одна что-то приготовит на целую неделю, то другая. И к концу недели эта пища превращается чёрт знает во что. (Смеётся). Но я не ропщу, ем. А вообще, когда я соберусь, я всё могу! К примеру, какое-то время я жил в Ташкенте и, уехав, очень скучал по плову. В итоге научился его готовить и периодически балую себя и родных - делаю плов. По всем-всем правилам, со специями, барбарисом и т.д. Никому это действо не доверяю!
Виктория ГОЛОВКО
Фото автора
Смотрите также:
- «Читатель доверяет деталям». Автор «Антикиллера» о том, как стать известным →
- Юрий Щербаков: С просьбой помочь мы обращались к власти. Но нам отказали →
- Цукер с горьким привкусом... →