Сыщик Ваня Ваня

   
   

Десятки доморощенных маститых воров, домушников, медвежатников и серийных разбойников, отличившихся на Дону за последние восемнадцать лет, имели неприятные встречи с этим сыщиком. Обычно для жуликов они заканчивались очередным сроком.

Многих криминальных личностей он "ведёт" с самого первого совершённого ими преступления. Знает всю их подноготную, особенности, слабости, привычки, привязанности и так называемую специализацию. Не раз в мире воров и разбойников кричали: "Атас, Ваня Ваня идёт!"

Именно так называют жулики сыщика Ивана Ивановича Ковенько.

В сыске уместнее говорить "мы"

Иван Ковенько появился в донском сыске в 1991 году. После трёх месяцев работы участковым и активного участия в раскрытии убийства его позвали в уголовный розыск Ворошиловского района. Учителем Ковенько, как и многих других оперативников, стал известный ростовский сыщик Сурен Семёнович Симонянц, который сейчас возглавляет криминальную милицию донской столицы.

- Словосочетаний "я поймал", "я раскрыл" в сыске не существует. Всё это делается сообща, поэтому уместнее в данном случае говорить "мы", - подчеркнул Ковенько. - Помню, в 90-х в Ростове "работали" в паре двое квартирных воров по кличкам Шеф и Бриз. Не было на Северном приличной квартиры, которую бы они не "почтили" своим присутствием. Мы следили за ними не один месяц. Преступники были очень осторожны, именно эти двое стали первыми "квартирниками", которые брали только деньги и золото. Остальные были падки и на другие ценности - например, на только что появившуюся тогда импортную аппаратуру. Шефа и Бриза мы никак не могли взять с поличным. Они как будто чувствовали засаду или слежку и успевали "сбросить" улики.

Как выяснили сыщики, Бриз "подрабатывал" ещё и в бригаде ныне покойного криминального авторитета по кличке Американец. Вору-профессионалу заказывали квартиры тех, кто не хотел платить "крыше" дань. К одним жертвам Бриз втирался в доверие через знакомых, за другими следил и дожидался отъезда в отпуск. В данном случае пре.ступники выносили и вывозили всё, вплоть до мебели.

Усилия оперативников не пропали даром. Ворам-напарникам стало тяжело выходить на дело. Несколько раз им пришлось уйти из квартир ни с чем. И тогда они решили подкупить одного из самых настырных сыщиков. Им и оказался Ковенько.

- Они вышли на меня через посредников, - вспоминает Иван Иванович. - Я сделал вид, что пошёл на сделку. Бриз принёс тогда много золота, причём неширпотребного. Среди изделий были большой крест, монеты. Ещё сервиз "Мадонна" на 32 персоны. На этой взятке мы вора и взяли. Бриз получил семь лет. Шефа тоже осудили. Правда, условно..

Оперативные хитрости

Во время оперативных мероприятий Ивану Ковенько, как и другим сыщикам, не раз приходилось идти на хитрость, чтобы брать преступников тихо, без сопротивления и опасности для окружающих.

- Как-то раз в Белой Калитве мы никак не могли выманить одного вора из дома, - рассказал Иван. - Он не выходил уже несколько дней. А взять его надо было без лишнего шума. Тогда мы выяснили, что в его машине не так давно кто-то разбил лобовое стекло, вор был очень возмущён этим. И мы использовали информацию. Через некоторое время в дверь дома постучал сотрудник ГИБДД. На вопрос "кто там?" сказал: "Это у вас разбили лобовое на "Опеле"? Мы нашли преступника". "Да, да, у меня!" - крикнул тогда вор и с радостью побежал за милиционером к своей машине, надеясь на скорое возмещение убытков. Там его и задержали сыщики.

- А однажды нам так же надо было наркоманов выманить из квартиры, - продолжает Ковенько. - Дело было уже вечером. Пришлось отключить в доме свет. Люди стали выходить на лестничную площадку, чтобы выяснить, что случилось. К возмущениям остальных присоединился и наш фигурант. Но мы его за дверью уже ждали.

Банда Вороны

В разработке и задержании членов банды Вороны, которая "родилась" в 98-м, Иван Ковенько принимал непосредственное участие. Дело этой преступной группы с семнадцатью обвиняемыми уже много лет слушается в суде. За бандой - тридцать восемь (!) жестоких вооружённых разбоев и убийство.

- У них был свой постоянный костяк, - рассказывает Иван. - Был и главарь по кличке Ворона. Остальной состав время от времени менялся. Но в самых прибыльных преступлениях участвовали только "центровые". В основном нападали на владельцев частных домов, всегда с оружием и гранатами. Чтобы спокойно, без шума попасть во двор, собак "угощали" заранее приготовленной отравой. "Работали" только по наводке. Сразу не лезли. Следили за человеком, его семьёй, а потом, выбрав более удобное для себя время, нападали. Действовали очень жестоко. В двух случаях жертв страшно пытали.

Членов этой страшной банды задерживали в разных местах и в разное время. Все они были жителями Ростова и области. Самым осторожным и хитрым оказался главарь. Его поймали только спустя год. Сыщики шли за ним буквально по пятам. Как только появлялась информация о его возможном местонахождении, оперативники сразу же выезжали туда, устраивали засаду. Были проверены десятки родственников, знакомых и подельников преступника. В итоге Ворона попался на мелком для его "статуса" уличном разбое. На это преступление он пошёл, чтобы добыть денег на пропитание, привычным для себя криминальным способом. Ему уже негде было прятаться, нечего было есть и неоткуда ждать помощи.

- Чтобы стать настоящим сыщиком, надо пять лет проработать "на земле" (в районном отделе внутренних дел. - Авт.). Так учили меня, так надо делать и сейчас, - считает Иван Ковенько, на данный момент заместитель начальника третьего отдела по имущественным преступлениям Управления уголовного розыска Донского ГУВД. - За это время оперативник учится получать информацию, а всю остальную жизнь - её реализовывать.

Ольга Сидорова,

Пресс-служба ГУВД по РО

Смотрите также: