Почему ситуация с шахтёрской занятостью такая сложная, "АиФ на Дону" спросили у заместителя председателя теркома Росуглепрофсоюза в Шахтах Юрия КАУНОВА.
- Что касается вообще причин закрытия многих шахт российского Донбасса, то основной называлась их затратность, - говорит Юрий Каунов. - Большинство шахт, принадлежавших "Ростовуглю", были немолодыми, пласты залегали глубоко, что осложняло доставку угля, горношахтного оборудования и т.д. Наши шахты относились к 4-й, максимальной, степени дотирования, из рубля прибыли 83 копейки составляли госдотации. Но это что касается давних советских времён... Сегодня тенденция изменилась. Уголь очень востребован, цена на него во всём мире выросла. Вдобавок уже очевидно, что есть места, к которым в силу рельефа и прочих причин газ подвести невозможно. Да и дотирование угольных предприятий в советское время во многом было связано с искусственным занижением цены на уголь внутри страны. В результате он был доступен для населения. Однако теперь мы сталкиваемся с новой проблемой: за те деньги, которые частник - владелец действующих шахт предлагает работникам, люди работать не хотят! Сегодня в "Ростовугле" из 29 шахт остались 2 - "Садкин.ская" в Белокалитвинском районе и шахта имени Чиха - в Октябрьском сельском. Так вот, если на первой более-менее приемлемые условия, то на Чиха, извините, слесарь или горнорабочий, занимаясь тяжелейшим трудом, получают 8 - 10 тысяч рублей в месяц! Да сегодня любой пацан на углу "Сникерсом" будет торговать и эти деньги получит!
- Когда шла реструктуризация шахт, заявлялось о выделении немалых сумм и на то, чтобы шахтёры занялись малым бизнесом, таким образом создали себе рабочие места. Насколько успешной оказалась затея?
- В своё время я был членом Наблюдательного совета за выделением средств на эти цели. Но статистики, увы, не имею: меня, так как слишком принципиально относился к вопросу, из совета вывели. Но вообще, безусловно, у кого-то бизнес пошёл. Например, в посёлке Артём несколько шахтёров сложились и организовали автосервис. Однако во многих случаях эти программы рухнули. Почему? Во-первых, выделяемая тогда сумма (по 33 тыс. руб. на шахтёра при условии предоставления бизнес-проекта) хотя и была немалой, но не давала возможности сделать что-то существенное. Во-вторых, кредит лишь поначалу был безвозвратным, потом его давали на возвратной основе. Наконец, ставка делалась на сельское хозяйство: предлагалось разводить суперкроликов, которые якобы должны были вырасти размером с барана... (Улыбается). Но шахтёры - профаны в сель.ском хозяйстве. У многих те же кролики попросту сдохли.
Виктория ГОЛОВКО
Смотрите также:
- «Мы летаем в космос, но как возникла жизнь - не знаем» →
- В Ростове изобрели эликсир молодости →
- «На Марсе найдена жизнь!» →