19 сентября в Северо-Кавказской академии государственной службы собрались представители всех субъектов Южного федерального округа, чтобы обсудить вопросы проведения административной реформы.
Ростов для этой цели выбрали не зря. Именно Ростовская область считается одним из лидеров в реформировании органов власти.
На первый взгляд может показаться, что административная реформа - это что-то далёкое и непонятное. Однако трудно представить что-то, более близкое каждому жителю Дона. Ведь именно административная реформа решает, как теперь будут строиться отношения между властью и человеком. Или, выражаясь ещё понятнее, будем ли мы по-прежнему покорно ожидать приёма перед дверью мелкого чиновничка или же будем входить в здание администрации, уверенно зная свои права и то, что государственные и муниципальные служащие обязаны сделать всё для их соблюдения.
О том, как идёт административная реформа на Дону, рассказал заместитель губернатора Ростовской области Сергей Кузнецов:
- Сегодня вопросы проведения административной реформы выходят на первый план. Об этом говорил Президент, называя административную реформу делом первостепенной государственной важности. И это вполне закономерно. Ведь люди оценивают работу органов власти по очень простым показателям - прежде всего по тому, как власть способна решать любые, даже самые мелкие, вопросы. Все знают, сколько надо потратить времени, чтобы получить паспорт. А если нужно оформить в собственность земельный участок, то здесь счёт вообще идёт на месяцы! В результате у людей и складывается негативное отношение к органам власти...
Что же делать? Для решения этой проблемы нужен комплексный подход. Во-первых, это создание многофункциональных центров по предоставлению услуг населению. Таким образом удастся разрешить самый важный вопрос - устранить барьеры, которые мешают гражданам получать от органов государственной власти качественные и доступные услуги.
Во-вторых, необходима информатизация процесса оказания государственных услуг. Чтобы каждый человек мог быстро и легко найти всю информацию, касающуюся деятельности органов власти. И ему не приходилось бы вставать засветло, чтобы занять место в очереди для получения справки и консультации.
Безусловно, все эти проекты, которые мы уже реализуем, будут удачными лишь в одном случае - если повысится качество работы самих чиновников. А для этого нужно разработать новые административные регламенты, определяющие работу органов власти и их сотрудников. Целый ряд таких регламентов уже разработан. Ведётся их внедрение.
И, конечно же, нужно научить чиновников работать в новых условиях. С начала года мы разработали и внедрили два учебно-методических комплекса дистанционного обучения для подготовки кадров. Сегодня таких комплексов уже шесть.
Есть у нас и абсолютно новый проект - региональная информационная система принятия управленческих решений "Результативное управление". В ней мы свели в единый комплекс все наши наработки по направлениям проведения административной реформы. Система предоставляет полную информацию об областных органах власти и органах местного самоуправления, их функциях и полномочиях, предоставляет сведения по вопросам нормирования штатной численности организаций, паспортизации услуг. Сейчас идёт подготовка системы к запуску. Думаю, в следующем году она уже начнёт свою работу и поможет повысить эффективность работы государственной власти.
За любой справкой - в одно окно
Нужно получить справку для получения льготы на оплату ЖКХ? На это у вас уходит не полдня, а всего лишь тридцать минут. Оформить документы на приватизацию земельного участка? Не надо ходить по кабинетам - чиновники сами отнесут ваши документы куда надо. Кажется, сказка? Нет, так будет в ближайшем будущем. Более того, так уже есть сейчас.
В ближайшее время в Шахтах распахнёт свои двери для горожан новое здание многофункционального центра по предоставлению услуг населению. Уже заканчиваются отделочные работы. Шахты и Новочеркасск стали двумя городами, в которых пилотно реализуется проект создания МФЦ. На очереди - все остальные города и веси.
Комбинат государственных услуг
Зачем понадобились эти новые организации, которые и жители городов, и сами чиновники краткости ради давно называют просто МФЦ?
- Мы часто киваем на другие страны, говоря, как просто там получить нужный документ - нет ни очередей, ни лишней бюрократии, - поясняют в Администрации Ростовской области. - Почему у нас человеку необходимо тратить много времени на получение какой-нибудь бумаги? Потому что зачастую ему приходится обращаться в разные инстанции, которые и находятся друг от друга далеко, и графики их работы не совпадают. А цель создания МФЦ - сделать так, чтобы человек приходил не в сто мест за одной услугой, а наоборот, в одно место и мог получить там сто разных услуг.
Земля и льготы
В идеале в МФЦ можно будет получить самые различные услуги, которые предоставляют органы власти различного уровня. Например, решить вопрос о выделения земельного участка (этим ведают органы местного самоуправления), оформить социальные льготы или получить лицензию (занимаются ведомства регионального подчинения), или же оформить паспорт (федеральные полномочия). Но для этого необходимо будет наладить оперативный обмен информацией между различными ведомствами. Для отработки взаимодействия и были запущены пилотные проекты. Новочеркасску доверили "обкатать" блок социальных услуг, Шахтам достался "проклятый" земельный вопрос. О том, насколько удачными оказались проекты и к чему они привели, судите сами.
"Зелёный коридор"
Сергей Понамаренко, мэр г. Шахты:
- Мы начали реализовывать нашу систему "Зелёный коридор" несколько лет назад. Никто не заставлял - просто сами хотели навести порядок в системе управления. Ведь это ненормально, когда человек приходит в администрацию как на каторгу, заранее зная, что ему придётся потратить на решение своего вопроса несколько часов. Хотя горожанин должен заходить в здание администрации как хозяин: ведь он сам эту власть и избрал. Поэтому мы и решились на эксперимент. Первым шагом стало то, что работники мэрии стали работать по субботам. Ведь для многих жителей города это единственный день, когда у них есть время прийти в администрацию. Затем разместили представителей различных административных органов в одной комнате. Посетителю теперь не нужно было ходить по кабинетам - всё стало решаться в одном месте. Совместили процесс оформ.ления документов - это также сократило время. И самое главное - теперь с документами по кабинетам стал ходить не посетитель, а чиновник. Мало того, что это повысило эффективность работы, но заодно и снизило опасность коррупции, ведь личного контакта заявителя с исполнителем больше не стало.
Одновременно мы начали проводить групповые выезды к населению представителей различных ведомств. Так граждане получили возможность задать вопросы одновременно разным специалистам. К чему привели все эти меры? Если прежде человеку приходилось 32 раза встречаться с различными чиновниками, тратить своё время, то теперь количество контактов сократилось до 3. А вместо прежних 12 месяцев, которые требовались для полного оформления документов по земельно-имущественному вопросу, сегодня на это уходит всего лишь 21 день. Скоро в нашем городе откроется полноценный многофункциональный центр в собственном новом здании, и тогда жители Шахт ощутят, что значит административная реформа.
"По кабинетам ходит... бумага"
Юрий Чебаков, первый заместитель главы Администрации г. Новочеркасска:
- Два с половиной года назад мы запустили пилотный проект "Одно окно". Что было сделано? Прежде всего увеличили время работы. Раньше приём граждан осуществлялся три дня в неделю, теперь шесть. К тому же совместили территориально представителей разных отделов: по делам ветеранов, адресной помощи и детских пособий, льгот и жилищных субсидий. То есть занимающихся направлениями, которые важны и близки почти каждой семье. И если прежде посетителю приходилось отстаивать в очереди около 1,5 часа, ожидая приёма, то после реформирования время ожидания сократилось до получаса. Сократилось и количество контактов с чиновниками. Теперь заявитель просто говорит о том, за чем он пришёл, чего он желает, а оформлением всех документов занимается наш сотрудник. Мы специально набрали 14 человек в клиентскую службу - они непосредственно работают с населением.
Сегодня мы предоставляем в нашем Многофункциональном центре 46 различных услуг, касающихся социальной сферы. Это выплата компенсаций, предоставление льгот, пособий, оформление документов. Сегодня всё делается для того, чтобы гражданам стало ещё удобнее: мы налаживаем связи по обмену информацией с другими ведомствами, и скоро наш центр будет предоставлять уже 100 различных услуг.
Смотрите также:
- [Есть решения] Ваши вопросы от 15.01.2008 →
- Госуслуги станут доступнее для ростовчан →
- Паспортные галлюцинации →