Корни донских дворян проросли во Франции

   
   

В доме Людмилы Гайдуковой висит старинная семейная фотография - мужчины и женщины в костюмах начала прошлого века, девочки в белых платьях.

- Вот моя мама, - указывает Людмила Анатольевна на торжественно застывшую малышку. - Четвероюродная сестра казачьего поэта Николая Туроверова.

О том, что в её жилах течёт голубая кровь, Людмила Гайдукова знала с детства, но о своём родстве с известным поэтом впервые услышала только в зрелом возрасте.

Случайная записка

- В 1995 году мы с сестрой отправились в туристическую поездку во Францию. На кладбище Сент-Женевьев-де-Буа нашли могилу Туроверова и наудачу оставили на ней записочку со своими координатами.

К радости сестёр вскоре в квартире Людмилы Анатольевны раздался звонок.

Ирина Туроверова на чистейшем русском языке рассказала о том, что её муж Александр (брат Николая Туроверова) родился в Каменске, но даже не подозревал о родственниках на Дону.

Общими усилиями восстановили родословную, и вскоре Людмила Гайдукова отправилась во Францию.

На могилу поэта никто не ходит...

К её удивлению, уклад жизни французских Туроверовых мало отличался от русских: работа, домашние хлопоты, родная речь и трепетное отношение к православной религии.

- Единственное, что меня огорчило, - это заброшенная могила казачьего поэта. Ни.кто туда не ходит. И по сравнению с другими, утопающими в цветах, могилами казаков-эмигрантов выглядит она очень запущенной. А ведь в одном из своих писем Николай Николаевич писал, что хотел быть похороненным на донской земле...

Необъяснимое превращение мундиров

Из Лиона в родной Каменск Людмила Анатольевна вернулась под сильным впечатлением и привезла копии раритетных фотографий из семейного альбома дальних родственников.

В двадцатые годы эмигранты перевезли в Париж ящики с имуществом лейб-гвардии Атаманского полка. Помимо уникальной библиотеки и снимков, сохранились седло атамана Платова, а также парадные мундиры императоров Николая II и Александра III. Последние до сих пор находятся в Лионе, в доме племянника Николая Туроверова.

- С этими мундирами произошла необычайная история. Я решила их сфотографировать. Красный и голубой мундиры с золотыми эполетами на одном снимке. Фотографию сохранила на диске и привезла в Каменск. Дома посмотрела на компьютере и обнаружила, что оба мундира голубые. Отнесла диск в фотоателье. Распечатали - то же самое! Логического объяснения этому превращению я не нахожу...

Смотрите также: