Когда Домна Бондарева приехала в Вёшен.скую, её дочери Тамаре было четыр.на.дцать лет.
С тех пор прошло более полувека. Но Тамара Матвеевна помнит, и как запросто бегала к Шолоховым на чай...
Он был великим. Но очень простым
После обустройства на новом месте аккуратную и исполнительную Домну Бондареву вызвал местный военком.
- Михаилу Александровичу Шолохову горничная нужна. Пойдёшь? - спросил он.
- Времена были голодные, - вспоминает дочь Тамара Комарова. - И эта работа стала большой удачей. Деньги маме платили небольшие, но питалась она бесплатно. К тому же не было случая, чтобы я пришла в дом к Шолоховым и меня не накормили.
Разносолов, правда, в писатель.ском доме не водилось, но за один стол усаживали и дворника, и высокого московского гостя.
- У Михаила Александровича была потрясающая память, - добавляет Тамара. - Он поимённо помнил всех жителей Вёшек. Запросто мог зайти в любой двор и поговорить о житье-бытье. Звёздной болезни, как сейчас говорят, у Шолохова не было...
Влюблённый лихач
С наступлением осени Тамара пошла в школу, в один класс с сыном писателя Александром. Первая красавица класса, она тут же привлекла его внимание..
- Мы вместе ходили в школу, гуляли по берегу Дона. - вспоминает Тамара Матвеевна. - А однажды, чтобы произвести на меня впечатление, Сашка угнал папину машину...
Зима только набирала обороты, лёд был тонкий, и, несмотря на уговоры Тамары, парень решил переехать Дон.
- Что я тогда пережила, даже вспомнить страшно, - рассказывает она. - Лёд прогибался, как натянутое покрывало. Казалось, ещё одно мгновение - ни Сашки, ни машины. Слава Богу, всё обошлось...
"Что за казачка без бровей?!"
Через год Тамара уехала в Ростов "учиться на бухгалтера". А вскоре пришла весточка от мамы: "Приходи в пятницу в гостиницу "Ростов". Михаил Александрович тебе посылку привезёт". В назначенное время девушка стояла в фойе.
- Ну, как жизнь? - спросил Шолохов, хитро улыбаясь в усы.
Тамара что-то пролепетала в ответ, поблагодарила за передачу и убежала. В пакете лежали сало и ночная рубашка, подаренная женой писателя, немного крупы.
Уже потом Тома узнала от мамы, что по возвращении Шолохов сказал ей: "Красивая у тебя девка, только брови зачем-то выщипала. Что это за казачка без бровей?!"
Спустя много лет Тамара Матвеевна снова приехала в Вёшки...
- Но Михаила Александровича уже не было, и станица стала другой, - говорит она.
Светлана Ломакина, Семикаракорск
Фото из семейного архива Бондаревых