Пост N 2 - последнее пристанище маньяков

   
   

Два года назад закрылась новочеркасская тюрьма - одна из старейших в России. Старый острог перепрофилировали в следственный изолятор.

Прежде здесь в ожидании смерти коротали послед.ние дни самые страшные убийцы и маньяки. Теперь опустевшие одиночные камеры остались мрачным памятником прошлому тюремного замка.

Журналисты "АиФ на Дону" стали первыми, кого пустили в блок смертников.

Перед смертью Чикатило прочитал 55 томов Ленина

- Хотите посмотреть камеру, где сидел Чикатило? - спрашивает начальник изолятора Сергей Маркин.

Ещё лет десять назад такое предложение было в принципе невозможно. "Пост N2" - так в секретной документации именовался блок, где содержались приговорённые к исключительной мере наказания, - охранялся не менее строго, чем Кремль. Войти туда могли лишь несколько особо проверенных сотрудников.

Дежурный отворяет одну за другой три тяжёлые двери. За последней и скрывается он - пост N2. Коридор освещён тусклым светом. Два десятка железных дверей по обеим сторонам. Пятьдесят заключённых могли содержаться здесь одновременно. Но, свидетельствуют бывалые сотрудники тюрьмы, больше десяти камер редко когда были заняты. Да и в тех не задерживались надолго. До 1993 года Новочеркасская являлась одной из трёх российских тюрем, где приводились в исполнение смертные приговоры.

...Четыре метра в длину, три в ширину. Зарешёченное окно под потолком, через которое видно только небо. Привинченные к полу нары и металлический стол. Каменные стены толщиной в метр. Не то чтобы перестукиваться с соседями, можно даже кричать во весь голос - никто не услы.шит. На улице +35ОС, а здесь, как в подвале, тянет сырой прохладой. В одиночной камере под номером 33 убийца Андрей Чикатило провёл больше года, пока шли следствие и суд, а потом ещё четыре месяца ожидал казни.

- Говорили, он в суде вроде бы под дурака косил, - вспоминает майор Александр Птицын. - Не знаю, мне он показался совершенно нормальным. Конечно, если вообще можно назвать нормальным человека, который такое сотворил. Вот сынок его - он тоже у нас сидел, только вместе с подследственными - тот и правда безбашенный. Как в камеру попал, начал кричать: мол, вы не знаете, кто мой отец, я тут такое устрою, ещё папу своего переплюну! Чикатило, наоборот, тихий был, вежливый. Обитателям блока разрешалось брать книги в нашей библиотеке. Обычно другие брали беллетристику. А он попросил Полное собрание сочинений Ленина и перечитал все 55 томов.

Бандит охотился на Пугачёву

Если пост N2 когда-нибудь решат сделать музеем, его посетителям будет о чём рассказать. За долгие годы существования тюрьмы в стенах блока побывали самые извест.ные маньяки. В камере N 26, напротив последнего пристанища Чикатило, сидел Владимир Муханкин. Рядом каменский убийца Роман Бурцев. Они стали последними обитателями поста N2. Мораторий на казнь спас их от смерти - после закрытия тюрьмы оба переехали в зоны для пожизненно заключённых.

Конечно, посетителей будет интересовать, как жили, чем занимались перед смертью эти живые покойники, загубившие столько невинных людей.

- Читали книги или писали прошения о помиловании. Муханкин сам стихи писал, требовал принести ему побольше бумаги, - говорит Маркин. - Кормили их так же, как и других осуждённых. Но тем хоть посылки присылают. Ни одному маньяку за всё время посылка с передачей ни разу не приходила. И на свидания никто из родственников не приезжал. Побеги? Даже попыток не было: отсюда убежать невозможно.

Действительно, наряду с Петропавловской крепостью Новочеркасский острог стал вторым в истории российских тюрем, откуда не удавалось бежать никому и никогда. Лишь один из смертников в конце 80-х всё же вырвался на волю - бандит Анатолий Нагиев. Тот самый, который намеревался убить Аллу Пугачёву. Но Нагиев бежал с этапа по пути в тюрьму, куда его везли на расстрел, поэтому случай не считается.

Трусливые маньяки

У выхода на стене висит плакат "На свободу с чистой совестью и без долгов". Выглядит он странно: у обитателей блока вновь оказаться на воле не было никаких шансов. Последний путь смерт.ников вёл в подземный ход под тюрьмой, где, как гласила молва, и приводились в исполнение приговоры...

Подземный ход действительно существует. Но предназначен он для других целей - по нему зеков водили на работу в промзону.

- Всё, что пишут о процедуре расстрела преступников, это домыслы, - говорит Александр Птицын. - Правду ни.кто никогда не расскажет, это ведь государственная тайна. Я могу сказать одно: смертники жили в постоянном страхе. Все маньяки на деле были очень трусливыми людьми, очень боялись смерти. Когда в камере открывалась дверь, у них подкашивались ноги...

Смотрите также: