Примерное время чтения: 9 минут
1073

«Теряем таланты». Эксперт о российском футболе и воспитании новых звёзд

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 24. "АиФ на Дону" 13/06/2018
Леонид Никонов: после проведения мундиаля футбол в нашей стране взлетит на пик популярности.
Леонид Никонов: после проведения мундиаля футбол в нашей стране взлетит на пик популярности. Академия футбола им. Виктора Понедельника

В прошлом сборная СССР по футболу занимала первые места на престижных международных соревнованиях. Однако те дни миновали, и теперь неубедительная игра российской команды стала предметом шуток и жалоб.

Между тем в каждой группе детского садика найдётся несколько ребят, мечтающих стать футболистами. Так почему Россия перестала быть футбольной страной и каковы шансы мальчишки, гоняющего мяч во дворе, стать звездой стадионов? Об этом «АиФ на Дону» поговорили со спортивным директором ростовской Академии футбола имени В. Понедельника Леонидом Никоновым.

Досье

Леонид Никонов. Родился 1 августа 1958 года в Казахстане.

В 1975 году окончил Задонскую среднюю школу Азовского района.

В 2006-м основал футбольный интернат для одарённых детей.

Женат, есть дети и внуки.

Шприцы и пустырь

Юлия Морозова, «АиФ на Дону»: Спортивным директором академии вы стали не так давно. До этого вы фактически на свои деньги создали интернат для ребят, подающих надежды в футболе. Это очень недешёвое начинание...

Леонид Никонов: Моё детство прошло в маленьком донском хуторе, моя мать одна воспитывала троих детей. Спорт был тогда для меня смыслом жизни. После уроков гонял на стадионе с ребятами мяч. Порой уже темнеет, а на поле тренируемся только я и Саша Скотаренко.

Потом он стал знаменитым вратарём, играл в высшей лиге чемпионата СССР. Ни о какой футбольной школе речи даже не шло, общеобразовательная - и та была в пяти километрах от дома.

После армии попытался было играть в футбол. Шёл час до электрички на Ростов, столько же ехал, потом нужно добираться на стадион «Ростсельмаш», а после тренировки - обратно. На всё это нужны деньги, но не у мамы же просить. Поэтому начал работать.

Леонид Никонов: я всегда хотел дать своим ребятам то, чего был лишён сам – возможности профессионально заниматься футболом.
Леонид Никонов: я всегда хотел дать своим ребятам то, чего был лишён сам – возможности профессионально заниматься футболом. Фото: Академия футбола им. Виктора Понедельника

Не буду утомлять вас подробностями, но со временем у меня появился свой бизнес. А потом я открыл интернат для будущих футболистов с собственной материальной базой (гостиница на 110 мест, ресторан, бассейн, спортивный зал, мини-футбольное поле).

Мы с легендарным тренером Сергеем Андреевым ездили по самым глухим деревням, по отдалённым спор­т­­школам и отбирали ребят. Они жили и занимались футболом в интернате абсолютно бесплатно. Очень скоро они стали моей семьёй, по-другому и быть не могло. Я хотел дать своим ребятам то, чего был лишён сам: возможности профессионально заниматься футболом.

В итоге бизнес свернул и переключился только на футбольный интернат. В 2013 построил полноразмерное футбольное поле с самым современным покрытием и мощным освещением. Теперь можно проводить матчи и тренировки даже в тёмное время суток. Раньше здесь был пустырь, на земле - сотни шприцев, это местные подростки «развлекались». С 2016 года мы объединились с академией футбола имени В. Понедельника.

Не хотят связываться

- Говорят, что очень много подающих надежду ребят уходят из футбола в 17 лет?

- К сожалению, это так. Самая большая проблема - это переходный период. Парень в 17 лет оканчивает футбольную школу и перед ним и его родителями встаёт выбор: идти дальше в спорт (но без каких-либо гарантий), либо поступать в вуз и получать профессию, которая гарантированно накормит в будущем. Мол, побегал на поле, вредными привычками не обзавёлся, ну и замечательно, а теперь возьмись за ум. Вот и уходят ребята...

В последнее время сместились акценты: игроки начинают свою карьеру и заканчивают намного позднее. Раньше для футболиста 30 лет - предельный возраст. Поэтому в СССР 19-летний игрок высшей лиги не был чем-то уникальным, это тогда считалось нормой, а теперь - большая редкость. 

Сейчас стартуют ребята примерно в 23 года. К этому времени они уже поиграли в разных лигах, приобрели опыт. Пик для футболиста приходится на возраст 27-33 года. А, к примеру, Игнашевич (38 лет) и Березуцкие (35 лет) заключили новые контракты с ЦСКА. При этом они основные футболисты команды. Не в последнюю очередь на их отличную форму влияют современные медицинские средства, помогающие восстанавливаться после травм.

Как результат - тренеры сейчас не хотят связываться с 17-летними игроками, да они по-своему и правы: те ещё как хлеб недопечённый. Поэтому важно, что сейчас выпускники академии им. Понедельника получили возможность совершенствовать своё футбольное образование, выступая в первенстве России по ПФЛ (профессиональной футбольной лиги).

В нашей южной зоне в ПФЛ - 17 команд. Все коллективы в прошлом выступали в премьер-лиге на 30-тысячных стадионах. И мы счастливы, что нам пришлось конкурировать с такими профессионалами. Наши ребята получили шанс отличиться на серьёзном уровне. Чем не старт для них?

Вообще я против огромных зарплат начинающим футболистам. Зачем их подвергать соблазну ехать в Монако и распивать дорогущее шампанское?

Футболистов балуют

- Кого считаете самым успешным вашим выпускником?

- Девятилетнего Дмитрия Вебера я забрал из Новокубанской школы. Тамошний тренер мне сказал: «В нашей глубинке я ему больше ничего дать не смогу, а парень талантливый!» Упрямый, волевой мальчишка не побоялся более взрослых соперников, на каждой тренировке ему нелегко приходилось. Зато в 14 лет на первенстве области он забил первый гол. В 16 подписал первый профессиональный контракт со СКА. Потом за сборную юношей играл и в Испании, в Австрии, во Франции.

Сейчас подписал контракт с ФК «Ростов», в 19 лет он - игрок основного состава. Но вообще я против огромных зарплат начинающим футболистам. Зачем их подвергать соблазну ехать в Монако и распивать дорогущее шампанское?

- Вы думаете, что наших футболистов чересчур балуют?

- Вообще в России подход к тренировкам был изменён. Многие ведущие футбольные школы и академии пошли по так называемому голландскому пути. Этим мы обязаны популярности Гуса Хиддинка и универсальной методике Верхейена. Суть её в том, что детей надо беречь, они должны иметь два выходных и никаких избыточных нагрузок.

Мы по такому пути не пошли, но в тот период по всей стране благодаря такой щадящей методике для спорта были потеряны сотни потенциальных футбольных талантов.

Теперь приведу пример, как готовят футболистов в Англии. В девять лет с ребёнком подписывают контракт. До футбольной школы не должно быть более часа езды. Тренировки для детей с девяти до 13 лет проводятся пять раз в неделю. К примеру, в том же «Челси» с 13 лет все без исключения воспитанники обязаны жить рядом с базой (Кобхэм). Клуб заключает договоры с жителями, чьи дома находятся в 15 минутах ходьбы. То есть это патронажные семьи, которые получают от клуба деньги за проживание юных футболистов. Плюс, повторюсь, серьёзный объём тренировок!

Теперь об игроках из Бразилии. В родной стране с юными футболистами не церемонятся: шесть классов образования если получил, то отлично. В джунглях расчищена площадка для четырёх полей. Вокруг бараки для парней. Условия проживания спартанские. Две-три тренировки в день. Буквально битва за выживание. Как с ними конкурировать? Вот и платим сейчас неимоверные деньги иностранцам.

Программа или пшик?

- Кстати, о деньгах и поговорим. Как у нас обстоят дела с финансированием детского футбола и школ?

- Наша автономная некоммерческая организация ФК «Академия футбола им. В. Понедельника» имеет бюджет примерно 30 миллионов рублей. Вроде бы деньги огромные, а теперь давайте посчитаем: семь миллионов уходит на налоги, один млн за участие команды в ПФЛ, чуть более одного млн тратится на участие наших детских команд в обязательных турнирах. И это только официальные платежи федерации футбола. При этом у нас занимается 12 команд! Для сравнения: клубы, выступающие в ПФЛ, имеют бюджет от 50 до 80 млн на одну команду. При этом мы же ничего не производим и не зарабатываем на играх. У нас школа!

В 2016 году было принято постановление о поэтапном сокращении финансирования профессиональных команд из бюджетных источников и увеличении финансирования детских команд. Есть ещё и программа поддержки профессиональных видов спорта в Ростовской области. Но всё это осталось на бумаге.

Теперь мы вынуждены брать плату с родителей, искать спонсоров для каждой детской команды. И вот что интересно, когда чиновникам нужны показатели для отчёта «наверх», то наши 300 детей учитываются, а вот когда дело доходит до финансовой помощи, юных спортсменов академии им. Понедельника как будто и нет.

- Проведение матчей чемпионата мира в Ростове, на ваш взгляд, как отразится на жизни города?

- ЧМ принёс городу много хорошего: современные дорожные развязки, стадион европейского уровня, новый аэропорт. Да, нам придётся помучиться в автомобильных пробках, но мне кажется, что это не критично.

Знаем по опыту немцев, что после проведения мундиаля футбол в нашей стране взлетит на пик популярности! В спор­тивные школы придут новые ребята, и я верю, что среди них будут новые звёзды.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах