Примерное время чтения: 7 минут
22

Вдохновлённый казачеством. Гончар из Таганрога предпочитает молоко глазури

С детства Сергей Ушаков впитывал атмосферу казачества и творчества. Именно она помогает мастеру жить и творить.
С детства Сергей Ушаков впитывал атмосферу казачества и творчества. Именно она помогает мастеру жить и творить. / Сергей Ушаков . / Личный архив

Сергей Ушаков создаёт, действительно, оригинальную керамику: фактура многих вещей похожа на дерево. Вдохновляется 67-летний мастер казачеством. Большая часть его изделий напоминает домашнюю утварь казаков, интерес к культуре и быту которых растёт с каждым годом.

Кстати, старания Сергея Васильевича оценили на областном уровне. В этом году таганрогскому гончару присвоили звание «Мастер декоративно-прикладного искусства Дона». О пути мастера – в материале «АиФ на Дону».

Когда две параллели пересекаются

Детство потомственного казака Сергея Ушакова прошло на Дону – в Константиновске. Он с рождения приобщался к казачьим традициям: видел их быт, посуду, как запрягают и объезжают лошадей. Такие детские впечатления навсегда поселились в мальчишеском серд­це. Это была его первая параллель.

Второй стала поездка семьи Ушаковых на Украину, когда Серёже исполнилось семь лет. Там мальчик увидел, как творят его двоюродный брат-скульптор и дядя-художник. Благодаря им у Сергея возникла тяга к прекрасному, которая впоследствии переросла в любовь к искусству. Тогда же юный Ушаков увидел, как работают гончары.

«Рядом с нашим (украинским) домом находился Дом художника. Там работали живописцы, скульпторы и гончары, – рассказывает Сергей Васильевич. – Мне понравилось, как они бесформенный материал превращают в красивые вещи. Я подумал, что, наверное, это по-настоящему интересно. Родилась мечта овладеть таким мастерством. И дядя, и брат в один голос говорили мне, что в гончарном деле нет творчества. Одно ремесленничество. Но я не соглашался с ними».

По словам Ушакова его родные считали гончаров чёрной костью: низшим сословием, рабочим классом, ничего не понимающим в искусстве. Двоюродный брат и дядя пытались приобщить мальчишку рисовать и лепить. Сергей учился мастерству скульптора и художника. Однако, при первой возможности убегал к гончарам.

Не прошло и года, как Ушаковы вернулись в Ростовскую область. Серёжу сильно огорчало, что на Дону с его прекрасными казачьими традициями и ремёслами не было места гончарному делу. Этот промысел не развит в донской глубинке. Соответственно, нет мастеров и наставников. В его сознании две параллельные прямые – казачество и искусство – пересеклись. Душа будущего мастера хотела творить. Причём, в выбранном Ушаковым направлении. Но жизнь распорядилась иначе. Мечту, говоря современным языком, пришлось поставить на паузу.

Сергей Ушаков жил в Константиновске. Там окончил школу, ушёл в армию, отслужил и вернулся. Для того, чтобы снова уехать. В другую область, в далёкий чужой город – поступать в вуз.

Сергей Васильевич меняет профессию

«Дед посоветовал мне приобрести престижную профессию – выучиться на экономиста, – вспоминает Сергей Ушаков. – А что, подумал я, математика мне всегда давалась легко, почему бы и нет? Выбрал один из институтов в Твери. Там были хорошие условия для студентов, интересные дисциплины. Но с учёбой не сложилось».

Уже на втором курсе Ушаков понял, что экономист – не его призвание. Не об этом мечтал он с детства. Сергей забрал документы, ушёл из института и устроился на местный завод керамики и хрусталя. Подал заявление на первую же попавшуюся на глаза вакансию. Стеклодува. Со стороны работа эта казалась творческой, почти ювелирной. Из бесформенной массы мастера делали красивые хрупкие вещицы. Ушаков пришёл в цех. Стал трудиться. И понял, что, когда не наблюдаешь со стороны, а сам участвуешь в процессе, всё совсем иначе. Работа со стеклом оказалась монотонной, тяжёлой, рутинной. Не такой, как виделась парню работа гончара – творческой, приятной, почти сказочной. Словно не горшок лепишь, а настоящее волшебство творишь. И серд­цу легко, и рукам приятно. И Сергей Васильевич снова решил поменять профессию.

Приняли в свой круг

Гончары на тверском заводе тоже трудились. И, как правило, у них не было общих тем со стеклодувами. Ушаков стал исключением. Быстро нашёл язык с гончарами. Они, по словам Сергея Васильевича, приняли его в свой круг. Довольно скоро экс-стеклодув Ушаков перешёл в гончары – поменял цех, работал с удовольствием. «Обучался у опытных наставников, стал работать с керамической массой, чувствовать её тепло и фактуру. Старшие товарищи мои старания заметили и поставили в пару с художником. Он рисовал, я лепил», – рассказывает Ушаков.

На заводе прошёл путь от ученика до мастера. Трудился до выхода на пенсию. А затем Сергей Васильевич вернулся в Ростовскую область. Но уже не в Константиновск, а в Таганрог, который прос­то нравился Ушакову. На пенсии много свободного времени. Его мастер решил посвятить любимому делу.

«Я купил гончарный круг и материалы. Стал творить для души, для удовольствия, – говорит мастер. – Работа на заводе была интересной, хотя и не такой творческой, если сравнивать с моим нынешним занятием. Сейчас приходится всё делать одному – от а до я: и придумывать, и лепить, и продавать. Это очень сильно погружает в творчество, стимулирует, чтобы делать уникальные вещи, не похожие одна на другую».

«Из какого дерева эти работы»

Сергей Ушаков работает без эскиза. Он признаётся, что не умеет рисовать. А поскольку у него теперь нет своего художника, гончар решил создавать керамику по ходу работы, включая воображение.

«Меня вдохновляет культура казаков, – объясняет Сергей Васильевич. – Большая часть моих керамических изделий напоминает различную казацкую домашнюю утварь (кружки, плошки, чайники и другое)».

Со временем Сергея Ушакова стали приглашать на различные выставки и ярмарки. Его керамику оценили коллеги на юге России и в Москве. В конце прошлого года Сергей представлял Ростовскую область на выставке «Россия», оказавшись в числе лучших ремесленников страны.

«Как-то раз на одной из выставок в Москве ко мне подошли мастера и спросили, из какого дерева я выполнил свои работы. Я был удивлён, люди не могли поверить, что это керамика», – вспоминает донской мастер.

Дело в том, что Ушаков использует технику молочения как альтернативу покрытию керамики глазурью. Именно при молочении керамика обретает цвет, который напоминает древесную фактуру.

Молочение – хорошо известный гончарам способ, хотя и менее популярный, чем глазурование. Глазурь используют для того, чтобы защитить свежую глиняную посуду от попадания жидкости. А вот с молоком из-за особенностей продукта это делать сложнее. Когда свежую глину опускают в молоко, оно заполняет поры. После этого изделие необходимо высушить, а затем обжечь при 250-300 градусов Цельсия, причём, с выдержкой 30 минут на пике температур. Это позволит молоку запечься в порах и надёжно закупорить их.

«Я решил работать с молоком, потому что с глазурью работают все, выглядит это не так интересно. С молоком работать намного труднее, но результат того стоит. Каждое изделие обретает свой и только свой оттенок», – уверен таганрогский гончар.

Иногда по праздникам Сергей вывозит свой гончарный круг в город, проводит мастер-классы. Даже даёт желающим попробовать изготовить фигурки из глины. Некоторые с большим интересом пробуют силы в новом творчестве. Особенно дети.

Кстати
Недавно Сергею Ушакову присвоили звание «Мастер декоративно-прикладного искусства Дона». Его официально утвердил губернатор. Торжественного вручения ещё не было. Гончар готовится к этому важному моменту. Волнуется. Ждёт.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах