Алексей Гравицкий — знаменитый московский сценарист и писатель. В копилке его работ — сценарии для сериалов «Великая» и «Чикатило», фильма «Онегин». Но при всём этом — человек очень открытый и общительный, нисколько не страдает от «звёздной болезни». Даже спустился в зал со сцены, чтобы общаться с аудиторией на равных.
Известный на всю страну деятель искусств не отказал и в интервью Rostov.aif.ru. Алексей в деталях рассказал, как шла работа над проектом и почему фильм о ростовском потрошители снимали не в донском регионе.
«Оправдывать нельзя»
Елизавета Бакун, Rostov.aif.ru: — Почему сериал про маньяка, в основном убивавшего в Ростовской области, всё-таки снимали в Москве?
Алексей Гравицкий: — Ехать было бы очень дорого, бюджет ограниченный. Нужно везти всю съемочную группу. А если актёр захочет себе фургон определенной модели, например Mercedes? И вот мы приедем в Ростов, а фургона такого нет. Значит, ещё и его везти с собой. Также нужна определенная техника, например, камеры. В Москве можно найти сразу всю аппаратуру и любых специалистов. Но если ты приезжаешь в другой город, сделать это гораздо сложнее.
— В книге о Чикатило вы не называете фамилии конкретных следователей. Почему? Были ли ещё принципиальные для вас решения при работе над сценарием?
— Насчет следователей — да, это собирательные образы. От нас с Волковым (книга написана в соавторстве с Сергеем Волковым — прим. ред.) хотели, чтобы мы прописали и детство Чикатило. Мы же с Сергеем категорически отказались. Если мы начнем объяснять, почему душегуб таким стал, то у зрителя может возникнуть сочувствие, жалость. Однако оправдывать его ни в коем случаем нельзя! В конце концов, сильно наш сценарий не меняли: были небольшие нюансы, но больше — по производственной части.
— Например?
— Эпизод, когда этот самый дурик троллейбус угонял. У нас не было возможности снять гонки на транспорте по троллейбусному парку: не хватало времени. Поэтому показали, как он по прямой выламывает ворота. И на этом всё заканчивается. Смысл сцены остался тот же самый.
— Что читали перед тем, как приступить к написанию книги про маньяка?
— На полке у меня лежит несколько научно-популярных книг по криминальной психологи. Я изучал информацию, опубликованную в открытом доступе, обращался к документации.
— Как проходил кастинг? Или сразу стало ясно, что Дмитрий Нагиев получит главную роль?
— Насколько я помню, рассматривались еще какие-то актеры. Однако потом пришло решение, что Нагиев будет главным героем. Когда это приняли, ещё даже сценария не было.
— «Чикатило. Явление зверя» — далеко не первая ваша книга, которую экранизировали. Каковы были ваши чувства? Всё тот же восторг, как и в первый раз?
— Восторг немножко тушится. Я, если честно, чуть-чуть завидую своим студентам. Иногда говорю им: «У вас прекрасное время, когда всё — в первый раз. Восторг от выхода первого рассказа, первой книги, первого фильма». Я и сейчас испытываю такие чувства, но скорее тогда, когда придумываю новую фишку, драматургический разворот, осваиваю новый приём. Что-то такое, чего раньше никогда не делал.
«Страшный и пугающий»
— Планируете писать книгу про других маньяков?
— Нет, я устал от этих историй. Не хочу повторяться, даже если что-то сделал хорошо. Например, когда я писал S.T.A.L.K.E.R. (действие происходит в альтернативной реальности в Чернобыльской зоне отчуждения — прим. ред.), ко мне обратились и с другими постапокалиптическими проектами. Я отказался — трёх книг в таком направлении было достаточно. Не надо сводить читателя и зрителя с ума. Важно соблюдать определённый баланс.
— Сериал «Чикатило» — сериал ужасов?
— Да, он страшный и пугающий, как раз замышлялся таким. Но сериал включает в себя и другие жанры: детектив, драма, триллер. И в нём много ностальгии по советской эпохе. Кстати, ностальгия — это не только светлые чувства, она бывает и мрачной.
— Первая серия «Чикатило» — лицо героя показывают только в самом конце — кем была придумана?
— Это было прописано в сценарии. Всю первую серию мы не показываем его лицо. Надо было погрузить зрителя в атмосферу, дать понять, что зло рядом, но оно не выглядит злом. Пока это обычный человек в толпе.
— Фильмы ужасов в России — непопулярный жанр. Почему?
— Русских людей пугали значительно более страшными вещами, чем кино. Поэтому для нас бояться какого-то дурака в маске клоуна — странно. А вот те же девяностые — это страшно, всё это было в действительности.
«Игра в пинг-понг»
— Писать в соавторстве — сложно?
— Все зависит от проекта, от автора. В соавторстве можно работать очень по-разному. Для совместных проектов берутся авторы, которые хорошо понимают друг друга. Например, мы с Сергеем научились подстраиваться. В таком формате мы работали и раньше. У меня был книжный проект, который выходил не под моей фамилией, но псевдоним не раскрою. Мы с Сергеем начали писать книгу на заказ, проговорили историю. Он прислал фрагмент, я подхватил, написал дальше, кинул обратно. Звонит Сергей и говорит: «Мистика какая-то. У меня такое впечатление, что я это написал». Так и с книгой про Чикатило: мы создавали её плавно. Читатель может и не знать, что над произведением работал не один человек.
— Как проходит совместная работа? Онлайн?
— Хороший вариант, когда два автора сидят в одной комнате и пишут вместе. В одном месте разрабатывается и синопсис (краткое содержание литературного произведения, в котором описывается сюжет и основной конфликт, а также даётся представление о главных героях — прим. ред.). Затем начинается пинг-понг: один написал, другому перекинул, тот подхватил. И так по кругу.
— Что труднее: писать книги или сценарии?
— Всё очень индивидуально. Даже если писать книгу в соавторстве, даже если редактор очень злой, всё равно автор — царь и бог. В кино же есть масса нюансов, продюсеры, режиссёры, актеры, съёмочная группа постоянно просят что-то переделать. Может даже дойти до конфликта, если нужно спасти ценную фразу. Авторы, приходя в кино, как правило, быстро теряются и уходят.
«Сценарист — личность не медийная»
— Почему сценаристов мало ценят? Замечаю, что часто имя автора ставят чуть ли не на последнее место в титрах.
— Сценарист — личность не медийная. Главное для фильма — указать известных актёров, потом режиссёра и так далее. А сценаристов по именам даже в Голливуде мало знают. Ну, а почему не ценят — это вопрос к продюсерам. Но я люблю то, что делаю. И пишу только о том, что мне интересно. Какие бы деньги ни платили за работу, к которой душа не лежит, я за неё не возьмусь. Ведь важно пропустить через себя то, о чем пишешь, нужно, чтобы где-то отзывалось. Иначе и читателю будет скучно. И это — провал.
— Над чем сейчас работаете?
— Сейчас у меня параллельно два фильма в съёмке, один — в монтаже, один к съёмке готовится, один я пишу руками и ещё для одного нагуливаю материал, чтобы приступить к написанию в начале 2025 года. В последнее время так получается, что у меня одновременно пять-шесть проектов. Всё время пишу. Я живу этим, мне это нравится. Не беру даже выходных, и отпуска как такового не бывает. Вот, ездил с семьёй в Таиланд в декабре на свой день рождения. До обеда — работа в номере отеля. Затем сажусь в шезлонг смотреть на воду, либо с детьми в бассейне плаваю.
— Выгорания не было?
— Пока нет. Как начнётся — сразу поменяю эту профессию на какую-то ещё. Всю жизнь так делаю. Как почувствую неудобства — меняю сферу деятельности. А заработать всегда найду чем!