Примерное время чтения: 8 минут
27

Свет природной, живой красоты. Его создает резчик по дереву из Волгодонска

Смысл работы – показать её людям, для них она делается, убеждён народный умелец.
Смысл работы – показать её людям, для них она делается, убеждён народный умелец. / Анатолий Пахотов. / АиФ

Дерево всегда притягивает людей, особенно, творческих. Оно таит в себе немало загадок. Его текстура, мягкость или твёрдость, неповторимый аромат древесины дают много возможностей. Главное для мастера — полностью раскрыть и показать это всем, сделав из материала что-то необыкновенное.

Как удаётся это воплотить в своих произведениях резчику по дереву из Волгодонска Анатолию Пахотову, разбирался «АиФ на Дону».

Дерево согревает

Дерево как материал для различных целей использовалось с древних времён. Начиная от строительства, создания украшений, инструментов и многого другого. Но шло время, и человек освоил художественную резьбу с помощью более сложных инструментов. Это позволяло украшать свои жилища, предметы быта и оружие.

И сегодня ценится труд резчиков по дереву. Кстати, используют они практически те же инструменты, которыми пользовались мастера много веков назад.

Первая любовь к дереву Анатолия Пахотова из Волгодонска возникла лет в шесть в детском саду. Он строгал какую-то дощечку, да так старательно, что образовался волдырь на маленькой ладошке. Цепкая детская память надолго запомнит и никогда не забудет этот момент. Маленький Толик делал себе саблю, с которой потом сражался в баталиях со сверстниками. Повзрослев, он не раз будет об этом рассказывать. Ведь так начинался его творческий путь.

Это позже была учёба в школе, техникуме, и везде он лучше всех рисовал. Природа одарила мальчика талантом, с которым нужно было что-то делать.

Вернувшегося после службы из армии 25-летнего Анатолия, как он с чувством юмора рассказывает, зов предков заставил жениться. Когда шумная свадьба отпела и отплясала, гости разъехались по домам, ново­испечённый глава семейства сел на крыльцо и задумался о том, как дальше жить и что делать. Жизнь холостяцкая закончилась. Взял тогда доску и сделал первую свою работу — настенное панно, навеянное римской мифологией, с изображением льва. Это стало толчком для всей дальнейшей жизни.

«Для художника главное, чтобы его хвалили, и не один раз, а хотя бы раза три. И тогда у него словно крылья вырастают и хочется удивить своими работами весь мир», — делится сокровенным мастер из Волгодонска.

В город атомщиков 27-летний Анатолий приехал со своей супругой в 1975 году на строительства завода «Атоммаш». Да так и остался на донской земле.

Повезло в том, что на своём жизненном пути он встретил немало творческих и доброжелательных людей.

Блюдо для Бондаренко

«Из любого куска дерева можно что угодно сделать. Я очень много сувенирных изделий создал. Например, блюдо ко дню рождения первого секретаря Ростовского обкома КПСС, Героя Социалистического Труда Ивана Бондаренко. В итоге получился подарок размером 60 на 65 сантиметров. По краю шёл орнамент, в цент­ре живописная картина с казаками, которые погоняют запряжённых в телегу быков. А в телеге — изобилие овощей и фруктов. Сделал блюдо из липы, после тонирования оно стало светло-коричневым», — вспоминает мастер.

Это сейчас на каждую свою резную работу художник тратит от двух недель до полугода, а тогда делалось всё с лёту, быстро.

От деревянных панно идёт невидимая, но осязаемая тёплая энергетика, свет природной, живой красоты. Сюжеты, с ювелирной точностью и большой любовью вырезанные автором, заставляют о многом задуматься.

С искренней, открытой улыбкой смотришь и любуешься фигурками зверей. Например, «Конём в пальто», который не один год украшал город Волгодонск.

«Изделия из дерева на улице живут не так долго, за ними нужен специальный уход», — говорит мастер.

Что любо

Рассказывая о своём творчестве, Анатолий Иванович немногословен. Но постепенно и неспеша от него узнаёшь немало интересного. О том, как фильм о его творчестве занял первое место в конкурсе «Мой Волгодонск», в комплекте открыток о мастерах Ростовской области упоминается и Анатолий Пахотов, а где-то на прос­торах Всемирной паутины можно найти видеоролик о резчике по дереву из Волгодонска.

За свою жизнь мастер самостоятельно овладел всеми известными техниками обработки дерева. Диапазон работ — от мелкой пластики до садово-парковой скульптуры. Постигал все премудрости этого вида декоративно-прикладного искусства из книг, ведь в те далёкие годы интернета не было. Нравились ему настольные скульптуры, одно время увлекался японскими нецке.

Но самыми удачными работами Анатолий Пахотов считает те, что запечатлел из реальной жизни — свою любимую семью: супругу, сына и дочь.

Под каждую работу, по словам Анатолия Ивановича, нужна своя порода дерева, которая может помочь декоративно украсить благодаря свойственной ей текстуре. При этом, если делается из дерева мелкое изделие, то текстура может забить, к примеру, лицо персонажа. Но всё это приходит с опытом после большой практики.

«Груша — однотонная, вязкая. Из неё можно тонкую работу изготовить, впрочем, как из всех пород фруктовых деревьев, яблони, вишни. А вот липа — мягкая, пластичная. Дуб любит объёмы», — с особой теплотой рассказывает Анатолий Иванович.

Ложки, тарелки, скульптуры, панно, шкатулки, пытался даже бусы деревянные сделать. Словом, можно долго перечислять виды изделий резчика. Единственное, по признанию мастера, что он не делал — это музыкальные инструменты.

В чём смысл

Смысл работы — показать её людям, для которых всё делается. Какую-то проблему выявляет, на что-то обращает внимание. Иначе теряется смысл изделия. Что толку от книги, которая будет лежать в столе писателя? Для кого ты это писал? Тогда не реализуется божий промысел, а он заключается в том, что человек должен что-то создать и отдать это людям. Иногда работа продаётся и начинает служить в другом месте, или дарится, а бывает, что уходит в чулан. Художник уже не является её собственником. Да и по большому счёту с самого начала он не её собственник. Он только создатель.

Для художника тайна искусства также священна, как покрытая вечной туманной завесой тайна мироздания. Он и сам не знает, «из какого сора растут его стихи», картины, панно...

«Любая тема произведения даётся Богом, все мы инструменты Бога», — убеждён скульптор по дереву.

...Сегодня у Анатолия Пахотова пауза, небольшой перерыв в творчестве. Это время осмысления и дарения того, что уже сделал. А может, это новый толчок для чего-то большего. В 77 лет, возможно, тоже всё только начинается!

Резаки, штихеля и гейсмусы

Инструменты мастера по дереву разнообразны по форме и назначению. У резака режущий угол 35 градусов, им выполняют основную и самую тонкую работу. Ножи-косяки нужны для прорезки длинных прямых линий и обработки боковых стенок пазов. У косяков режущий угол 60 градусов. Также используются различные стамески для зачистки и выравнивания поверхностей, штихеля, ложечные ножи, гейсмусы и другие инструменты.

Как и в любой профессии, чтобы стать профессионалом своего дела, нужно постоянно оттачивать мастерство.

Из истории
В XV веке мастера-резчики по дереву украшали резными узорами церкви, барские дома, дворцы и другие деревянные постройки. В конце века Амвросий (инок Троице-Сергиевой лавры) объединил западный, восточный и русский орнаменты. Это оказало сильное влияние на развитие резного дела. Позже появились фряжские травы (травяные узоры), пришедшие из Италии. Немецкая резьба появилась в России во второй половине XVII века и украсила собой царскую столовую, созданную немецким архитектором Декенпином.

Кому подходит профессия

Формально резчик по дереву — это рабочая профессия, но трудиться могут только те, кто имеет художественный талант. Также необходимо иметь богатую фантазию, знать и понимать эстетику деревянных предметов искусства. Профессия подходит тем, кто:

— любит художественное творчество,

— интересуется народными промыслами,

— имеет способности к рисованию, скульптуре, художественной лепке,

— обладает хорошим глазомером и точной моторикой рук,

— усидчив, трудолюбив, эмоционально заряжён.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах