Примерное время чтения: 12 минут
423

С трёх лет в седле! 25 мая отмечается день основания Донского казачества

Из личного архива семьи Черничкиных. / Из личного архивa

Кто такие донские казаки? Бравые воины, стоящие на страже своей Родины, имеющие своенравный характер и собственные традиции.

25 мая 1579 года считается днём основания Донского казачества. Rostov.aif.ru пообщался с экспертами о культуре, традициях, кухне, обычаях и современных реалиях южных воинов.

«Вот тебе казак!»

Одними из старейших обрядов на Дону среди казаков были шермиции — бои, устраиваемые казаками на праздники. Тогда же проходили все обряды инициации молодых казаков, будь ему хоть 3 года, хоть 19 лет.

«На шермициях впервые маленького ребенка сажали на коня и обстригали ему чуб, а взрослые вручали подарки, обязательно военного характера — патроны, порох, шашку или лук. Когда матери дитя вручали, говорили: „Вот тебе казак!“ Дальше были и „потешные сражения“ среди подростков, и кулачные бои, и стрельба из лука, скачки», — рассказывает потомственный казак и доброволец СВО Роман Арбузов.

И впрямь — вроде и праздник, и потеха публике, а подобные методы в игровой форме учили молодёжь тому, что предстоит им в жизни. И даже сейчас казачьи шермиции проходят на донской земле.

Инициация сына Романа
Инициация сына Романа Фото: Из личного архивa/ Роман Арбузов.

«Мой сын тоже проходил обряд инициации. Правда позже, чем в древности, ему шесть было. А так мы потом каждый год ездили на шермиции. Я помню, мы еще в детстве его на машине везли, и я радио включил. Он послушал-послушал и говорит: „Пап, а включи наши казачьи песни, не могу я это радио слушать“. Тогда я сразу понял — правильно сынок у меня растет, значит, не зря воспитываю», — говорит Роман.

Казаки — государевы люди!

Одним из важнейших устоев и этапов воспитания молодых казаков являлась присяга казачеству, что соответствовало государевой службе. Ни один казак не отлынивал от этого, а иначе считался мещанином. Для отца, который оставался непререкаемым главой семьи, было честью снарядить сына в поход. А делалось это все за свой счет.

Распределялись казаки по полкам, сформированными по территориальному признаку — все были относительно знакомы друг с другом. Это было важно в бою. Казаки старались отличаться на поле брани, потому что слава распространялась моментально — как о подвигах, так и о неблаговидных поступках.

Дмитрий с женой
Дмитрий с женой Ларисой Фото: Из личного архивa/ Семья Черничкиных.

«Служба отличала казаков от податных сословий. Потому что казаки — государевы люди, люди воинского чина, служивые. Молодой человек принимал присягу, положив руку на Евангелие. Обычно это было на „Николу Зимнего“ (день Николая Чудотворца, отмечается 19 декабря — прим. ред.). Потом он вставал на колени перед родителями, и старики его благословляли на ратное дело. Обычаем стало дарение маленькой иконки, которую вешали на шею — это была личная святыня у казаков», — рассказывает потомственный казак Дмитрий Черничкин.

Если семья не могла снарядить казака в поход, говорит Дмитрий, это был позор на весь род. Ведь было принято помогать своей семье — братьям, крестникам и племянникам. Узы крови были самые крепкие. Но из-за того, что семьи были большие, нередко деньги на коня и снаряжение выделялись из станичной и хуторской казны — по общему решению совета.

В долгих походах казаки скучали по своей семье — родителям, братьям и сестрам, жене и детям. Это совершенно обычное чувство для любящего человека, но традиции возвращения домой тоже существовали.

«Когда казак из похода возвращался, его встречали всей семьей. Устраивали уборку, женщины готовили так, что столы подкашивались. Но и тут есть свои традиции — казак сначала входил в горницу, где его ждал отец. Тогда казак просил отца „повидаться с иконами“, затем крестился и трижды целовал каждую. После этого он мог обнять отца и попросить его свидеться со своей семьёю. После встречи с женою и детьми были долгие гуляния, проходившие 3-4 дня», — рассказывает Дмитрий.

Эти традиции дошли и до наших дней. Возвращаясь с чужбины, донской казак первым делом посетит родителей, навестит отца. И обряд повторяется без каких-либо изменений уже на протяжении многих сотен лет.

«Мы с сыном на СВО добровольцами ушли. Я уже понял, что не могу дальше службу нести — тяжко мне, а сын-то мой до сих пор служит. И каждый раз в отпуск когда уходит, сразу ко мне в дверь стучится. Значит правильно сына воспитал, раз чтит наши традиции», — заключает Дмитрий.

«Уха из петуха»

Одними из главных супов донского казачества можно назвать борщ и уху. Способы приготовления этих блюд у каждой донской хозяйки, пожалуй, свои. Так, в борщ добавляли помидоры и алычу «для кислинки», но вот уха — это уже совсем другая история. Рыбный суп, сваренный на курином бульоне — это исключительно донская кулинарная традиция.

Лариса в традиционном наряде
Лариса в традиционном казачем наряде Фото: Из личного архивa/Семья Черничкиных.

«Так бульон получается более насыщенным. Варили суп с несколькими сортами рыбы — сначала закладывали крупную, потом все меньше и меньше. Также в уху добавляли огромный пучок петрушки — прям в котёл. Туда же летело и обуглившееся полено для придания аромата дыма и нейтрализации горчащей рыбы, и нередко в котёл подливали чарку водки. Такую уху называли „архиерейской“», — с улыбкой рассказывает Лариса, потомственная казачка, автор группы «Казачья кухня» и супруга Дмитрия.

Казачий пирог с капустой
Казачий пирог с капустой Фото: Из личного архива/ Лариса Черничкина.

Но не только борщами да ухою питались донские казаки. Распространена была разнообразная выпечка, было много вторых блюд, особенно из рыбы. И жаренная, и пареная, и тушеная, и варёная, и вяленная, и конечно же копченая! Из икры делали оладушки — икрянники, их и сейчас готовят в Ростовской области, а ещё ею фаршировали рыбу вместе с пшеничной кашей.

Как и сейчас, любили казаки и раков. Но все перечисленное чаще ели дома, а вот в походах нужно было питаться сытно и быстро, отсюда и пошло знаменитое донское блюдо «кулеш».

«На Дону говорят: „кулеш — много не съешь“. Это нельзя назвать ни первым, ни вторым блюдом — это походное блюдо. В котёл закидывали и лук, и пшено, и рыбу, и сало, и чего только не шло в ход. Для долгих путешествий и битв это блюдо подходило как нельзя кстати. Оно калорийное, сытное и очень вкусное», — рассказывает Лариса.

Существовала разница между верхнедонскими и нижнедонскими казаками. У нижнедонских казаков была традиция пить кофе с селёдкой — вроде бы крайне странное сочетание, но при этом популярное.

«Кофе появился на Дону благодаря многократным походам на Турцию. Летом, в обеденное время, в Ростовской области очень жарко, поэтому хозяюшки-казачки кликали своих соседок на „кохвий с осельцом“, сидели и общались, укрываясь от палящего солнца и изнывающей жары. Оттуда и пошла традиция пить кофе с селедкой», — заключает Лариса.

Современное казачество

Сегодня казачьи традиции вновь возрождаются. Возобновляются шермиции, люди объединяются в общины, стараются дружить семьями, становятся крестными детей друг друга. Много донских казаков ушло на СВО, их друзья и семьи стараются помогать друг другу, как это было принято у их предков.

Донские казаки на шермиции
Донские казаки на шермиции Фото: Из личного архивa/ АиФ-Ростов

«Так и у предков наших было. Мы и сейчас в „кош“ (общину — прим.ред.) деньги отправляем — и для казачьих рожениц, и ребятам за ленточку. Мы друг друга все знаем, дружим, ходим в гости, устраиваем шермиции и фестивали традиционной казачьей кухни, где каждая семья на стол ставит своё приготовленное блюдо. Главное — что мы вместе, мы есть друг у друга, и каждый в трудную минуту подставит своё плечо», — продолжает свой рассказ Роман Арбузов.

Супруги Черничкины с ним полностью согласны:

«Казачья кухня несёт в себе традиции нашего народа. Она помогает нам в сохранении истории своих предков, помогает донести младшим поколениям, что это не просто еда для живота — это часть нашего культурного пути, часть нашей общей донской истории», — говорит Лариса.

«Наши обычаи и традиции помогают нам сохранять нашу память и затем передать её нашим сыновьям. Это посвящение в казаки, шермиции, семейные встречи, общие походы в церковь. Это объединяет людей. Казаки знают свой род до седьмого колена по разным ветвям, и сохранение этой истории — наша важнейшая задача», — подчеркнул потомственный казак Дмитрий Черничкин.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах