Примерное время чтения: 4 минуты
156

Жатки, муфты, валы. Как аграрное машиностроение Дона справилось с санкциями

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. "АиФ-Ростов" 10/10/2023
Каждый сотрудник вносит свою лепту в работу.
Каждый сотрудник вносит свою лепту в работу. / Из архива компании / АиФ-Ростов

Из-за санкций сельскому хозяйству региона приходится отвечать на массу вызовов. То какую-то деталь, нужную в производстве, перестали завозить в Россию, то закупленную западную технику не получается отремонтировать либо приспособить оборудование. Но российские производители находят выход из положения и решают проблемы не только своего региона, но и соседних. Одна из таких компаний – «Аксайкардандеталь».

Встала, как родная

Завод построен почти 70 лет назад, и тогда, разумеется, такого понятия, как импортозамещение, ещё не было. Предприятие производило шарниры карданных передач для сельскохозяйственных машин. Теперь же спектр продукции расширился.

«Мы работаем в жёстких условиях рыночной конкуренции, поэтому приходится прилагать все усилия для повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции», – рассказал председатель профсоюзной организации завода Евгений Шушпанов.

Уже несколько лет предприятие делает карданные валы для комбайнов известного ростовского гиганта – завода «Ростсельмаш». Два года развивается механическая обработка деталей будущих сельскохозяйственных машин. А в 2022 году сотрудники предприятия столкнулись с новыми вызовами. Не секрет, что даже в отечественных машинах есть доля импортных комплектующих.

«Мы сделали проект по импортозамещению итальянских предохранительных муфт», – рассказал главный инженер компании Сергей Баздиков.

Дело в том, что в 2022 году поставки в Россию этих деталей, которые используются при сборке комбайнов, прекратились. Не останавливать ведь из-за этого выпуск необходимой техники? На аксайское предприятие доставили образцы зарубежных деталей для примера.

«Мы сделали техническую документацию, и уже с марта 2023 года серийно поставляем три вида муфт. Они сделаны из компонентов, произведённых в России: и металл у нас отечественный, и фрикционные накладки, которые нужны для передачи крутящего момента. По сути, эта деталь встала на место той итальянской, не изменив конструкцию комбайнов», – отметил Сергей Баздиков.

Другой аналогичный пример – адаптация произведённых жаток под зарубежные зерноуборочные комбайны «Джон Дир». Одно из хозяйств закупило американскую технику, а после введения санкций столкнулось с недостатком компонентов.

«Они обратились к нам, спрашивали, можно ли адаптировать нашу жатку. Мы поменяли нашу навеску, сделали некоторые конструкционные изменения, и всё заработало», – объяснил главный инженер аксайской компании.

Лучше делать самим

Сложности есть с увеличением уровня импортозамещения карданных валов. Сама карданная труба, используемая в производстве, изготавливалась в странах Европы, а также Китае. Там из круглой трубы делается трёхгранная, которая становится основным компонентом карданного вала. Звучит, казалось бы, несложно, но оказалось, что есть нюанс…

«Мы нашли оборудование, на котором эту же процедуру можно делать в России, – пояснил Сергей Баздиков. – Проблема оказалась в металле, вернее, в его цене. Мы обращались на несколько металлургических комбинатов, и оказалось, что для закупки металла нужно больше денег, чем для того, чтобы приобрести готовую трубу в Китае».

Однако, по словам главного инженера предприятия, цель быть независимыми в этом производстве с повестки не снята. Дело в том, что донской завод не может спрогнозировать срок поставок – задержки по разным причинам бывают от месяца и больше.

«У нас уже была ситуация, когда мы без комплектации были три месяца, поэтому хотелось бы освоить такое производство у себя. Тем более, что необходимое оборудование уже найдено и технология у нас разработана», – отметил специалист.

В Аксае для конкретных хозяйств продолжают делать жатки. Кроме того, собираются развивать и механическую обработку деталей – это позволит помочь большему количеству аграриев. Для этого уже закуплены станки с числовым программным управлением.

Справка
Всего в машиностроительной отрасли области занято 55 тысяч человек, таковы данные Ростовстата. Отрасль занимает первое место в регионе по объёму продукции – 23% за январь-июль 2023 года. В частности, наш регион лидирует в стране по производству комбайнов.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах