aif.ru counter
01.06.2017 16:50
АиФ - Ростов
2110

«Сейчас мы тебя полечим». Реставратор статуэток о тайнах советского фарфора

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22. "АиФ на Дону" 31/05/2017 Сюжет Необычные хобби дончан
Инна Пожарская: у каждой статуэтки есть история и душа.
Инна Пожарская: у каждой статуэтки есть история и душа. © / АиФ

На полочках за стеклом живут своей жизнью фигурки. Инна Пожарская проводит кончиками пальцев по складкам платьица из тончайшего фарфора, бережно касается блестящей спинки собаки.

Она и коллекционер этой невероятной фарфоровой красоты, и «доктор» статуэток, проще говоря - реставратор.

«Я с детства мечтала быть певицей, выступала на школьных концертах. Когда встал вопрос о поступлении в Ростовское училище культуры, мои родители воспротивились: мол, как каждый день из Азова добираться? В 90-е годы с транспортом были проблемы. О том, чтобы жить в общежитии, мама и слышать не хотела.

Из упрямства я отказалась поступать вообще и устроилась на завод. Там познакомилась с ребятами из ансамбля и стала петь с ними в ресторане. За один вечер зарабатывала больше, чем за месяц на заводе. Без сожаления распрощалась с цехом. Родители были против, но я получала достаточно, сама снимала жильё в Ростове.

Потом вышла замуж за гитариста Андрея. Родился сын. Муж занялся бизнесом, а я продолжала петь. График ужасный: днём отсыпаешься, вечером выступаешь. До сих пор мучит чувство вины за то, что мало времени проводила с ребёнком. Через 10 лет у нас появился второй сын. Мне захотелось наблюдать каждый миг его жизни, я бросила пение и стала просто мамой».

Из ресторана - к антиквариату

Юлия Морозова, «АиФ на Дону»: Вот тогда и наступил период увлечения фарфором в вашей жизни?

Инна Пожарская: Да, Андрей по случаю приобрёл пару статуэток, и мы «заболели» коллекционированием. Искали приглянувшиеся фигурки в интернет-каталогах, в магазинах антиквариата, но настоящим кладезем стали барахолки.

Инна Пожарская: когда-то статуэтки были частью жизни наших бабушек.
Инна Пожарская: когда-то статуэтки были частью жизни наших бабушек. Фото: АиФ-Ростов/ Юлия Морозова

Изящны французские изделия, прекрасен немецкий фарфор, но я остановилась на советском. Посмотрите на эти статуэтки (Инна с гордостью демонстрирует свою коллекцию). Несмотря на кажущуюся простоту сюжета, в них сама жизнь: вот девочка играет с куклами, мальчик в пилотке обнимает собаку («Пограничники»), молодая пара присела на лавочку. И во всём потрясающая достоверность.

- Наверное, есть у вас и самые любимые фигурки?

- Меня очень трогает статуэтка маленькой девочки, стирающей в тазике. Досталась она мне случайно, предложили люди, которые нашли её на чердаке старого дома. Я долго не могла понять, кто скульптор и где она сделана. Обратилась к самым опытным мастерам прославленного Ленинградского фарфорового завода, но те только руками развели.

Наконец через какое-то время я узнала у экспертов, что это редчайшая работа известного скульптора Таёжной, выпущенная на Дулёвском заводе. К моей стирающей малышке есть парная фигурка - «Девочка с утюжком», но пока найти её не могу. Обожаю смотреть на статуэтку работы Малышевой «Сплетницы». Две женщины, мастер маникюра и клиентка, с увлечением что-то обсуждают. С ювелирной точностью слеплены инструменты, чашечка для воды. А костюмы! Можно рассмотреть каждую пуговичку и лацкан. А какие эмоции на лицах! Настоящие сплетницы!

Когда-то (в 50-е годы ХХ века) работы фарфориста Малышевой стоили недёшево. Для сравнения: обычные статуэтки - один-два рубля, а стоимость композиций Нины Александровны доходила до 20 рублей. Сейчас же на антикварном рынке цена на некоторые из них несколько миллионов.

- Иногда на статуэтках встречаются дарственные надписи, кое-кто из коллекционеров считает такую вещь испорченной, а как относитесь к этому вы?

- Я человек сентиментальный, для меня фигурки с такими надписями не просто объект на полочке, в них есть душа, история. Вот, например: «Леночка, с 8 Марта! Валерий, 1951 год». Кто эта Леночка, кто Валерий? Я не знаю, но мне приятно думать о том, что в далёком 51-м статный парень Валерка безумно любил красавицу Елену. Их, может быть, и на свете уже нет, а капелька их любви сохранилась в этой фигурке.

Мне приносили на реставрацию фарфоровую пудреницу, на крышке которой было выведено: «Любимой жене Людочке. Люда, пудрись, не ленись!» Такой вот супруг заботливый.

Есть люди, которые считают, что нельзя дома держать чужие вещи, тем более старые. От них, дескать, энергетика идёт плохая. Но разве от такой вещи может исходить что-то негативное? Думаю, что раньше люди были добрее. Кто сейчас будет подписывать подарок тёплыми словами и вкладывать в него душу? Всё времени нет, всё некогда…

Инна Пожарская: изящны французские изделия, прекрасен немецкий фарфор, но я остановилась на советском.
Инна Пожарская: изящны французские изделия, прекрасен немецкий фарфор, но я остановилась на советском. Фото: АиФ-Ростов/ Юлия Морозова

Процесс «лечения»

- И всё же вы не просто коллекционер, вы реставратор.

- А всё из-за Манюни, - смеётся Инна. - Был такой знаменитый клоун Борис Вяткин, его цирковую собаку звали Манюня. Ленинградский завод выпустил в 1956 году серию статуэток этого симпатичного животного. Как-то соседка, зная о моём увлечении фарфором, принесла мне фигурку «Манюня на кубике». Спинка у собачки была сколота. Я попробовала найти тех, кто сможет её починить, но специалистов не нашлось.

Тогда решилась «полечить» сама. Сначала у меня получилось не очень хорошо. Найти сведения о секретах реставрации фарфоровых изделий вообще оказалось проблемой. Копалась на книжных развалах, читала форумы, собирала информацию буквально по крупицам, обращалась за помощью даже к стоматологам. Да-да, ведь для того, чтобы вернуть фигурке отбитое ушко или миниатюрный пальчик, мы пользуемся технологией штифтов. Опыт пришёл постепенно, а за ним и неплохой заработок.

Когда реставрирую, разговариваю с фигурками: «Сейчас мы тебя полечим, ручку приделаем». Бывает ситуация, когда у статуэтки не хватает каких-либо частей тела. Приходится переворачивать горы информации, чтобы найти фотографию неповреждённой фигурки и по ней воссоздать недостающие фрагменты.

Недавно освоила технику восстановления фарфорового кружева. Это очень сложно: кружево окунается в тёплую массу и кладётся в печь. Нитки сгорают, остаётся застывшая ажурная вязь. Потом я её шлифую и на штифтах «сажаю» на те места, где у фарфорового платья не хватает кусков.

Был со мной как-то случай: принесли статуэтку «Бандуристка» с отбитой и утерянной частью бандуры. В тот же день я пошла в антикварный магазин. Хозяйка салона говорит: «Вот у меня кусочки фарфора от разных фигурок, посмотри, может быть, пригодится?» Представьте моё удивление, когда я увидела там кусочек той самой бандуры. Совпадение? Не думаю. Это знак! (смеётся)

Дело, которым я занимаюсь, действительно моё. И я рада: если мне встречаются трудные заказы, значит, предстоит много интересной работы.

Лампы с джинами и китайский фарфор. В Ростове блистал салон антиквариата | Фотогалерея

Сейчас мне передали из Голландии старинные каминные часы XVIII века. Когда я их получила, удивилась: в коробке лежали куски гранита и бронзовые завитки. Вначале хотела отказаться, но потом решила попробовать. Собирала часы кропотливо, как пазлы. Склеивала, шлифовала трещины, имитировала утерянные кусочки камня. Разбитый маятник уникальный - должен быть определённого веса. Если у копии вес будет отличаться хотя бы на миллиграмм, то часы будут показывать неправильное время. Кстати, раритет разбил львёнок, которого подарили внуку хозяйки антиквариата.

Клеймо - не гарантия

- Сколько же стоит реставрировать статуэтку?

- По-разному. Например, приклеить пальчик - примерно 800 рублей. Сделаю за 2-3 дня. А если реставрация более серьёзная, то работа занимает две недели.

Знаете, так получается, что раз в год я «лечу» какую-нибудь фигурку бесплатно. Самое интересное, что это происходит всегда примерно в одно и то же время - на Пасху. В этом году пришла плачущая старушка, протягивает мне разбитую статуэтку рыбки и рассказывает: «Убирала у хозяев в доме, смахнула с камина фигурку. Не призналась. Помогите!» Потом выяснилось: бабуля подрабатывает, чтобы содержать сестру-инвалида, от которой отказались собственные дети. Ну как можно в такой ситуации взять деньги?

- Спрос на фарфоровые композиции растёт каждый год, а часто ли их подделывают?

- Сейчас много так называемого новодела. Вещь изготовлена качественно, она искусственно состарена. Клеймо известного фарфорового завода, казалось бы, должно служить гарантом подлинности. Но не всё так просто. Образцы клейма некоторых заводов претерпевали многочисленные изменения. Например, клеймо Ленинградского фарфорового завода видоизменялось 70 раз! Не стоит также забывать, что со временем штамп вообще мог просто стереться, поэтому статуэтки без него не нужно сразу относить в разряд подделок.

Я, к сожалению, не эксперт, сама несколько раз обжигалась. Но уже обращаешь внимание на нюансы: фактура и зернистость материала, наложение краски.

- Реставрируя работы известных фарфористов, вы не мечтаете создавать свои шедевры?

- Не просто мечтаю, а воплощаю в жизнь! - Инна достаёт фигурку теннисистки, запечатлённой в момент удачного удара. - Вот первый экземпляр. На даче делаю мастерскую с профессиональной муфельной печью, там планирую лепить и обжигать свои изделия. Пока не думаю о том, какую коммерческую выгоду эта затея принесёт, а просто следую велению души.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество