Примерное время чтения: 13 минут
677

Освободить и наказать. Как донской лётчик Падалка спас детей от террористов

Герой России Валентин Падалка 25 лет служил в армии и уже 21 год работает лётчиком-испытателем.
Герой России Валентин Падалка 25 лет служил в армии и уже 21 год работает лётчиком-испытателем. АиФ

Более 30 лет назад, в декабре 1993 года Ростов-на-Дону и вся страна с замиранием сердца следили за тем, как группа террористов захватила в заложники 17 человек, 15 из которых – ученики школы № 25. Злодеи потребовали выкуп в 10 млн долларов и вертолёт для вылета в Иран. Пилотами «Ми-8» добровольно вызвались быть Валентин Падалка и его сослуживец Владимир Степанов. После того, как деньги передали и всех детей отпустили, пилоты смогли обмануть террористов и помочь их поймать.

За проявленное мужество и героизм Валентину Падалке и Владимиру Степанову присвоили звание Героя России. О тех тяжёлых днях, влиянии случая и важности правильного воспитания человека Валентин Падалка рассказал в интервью rostov.aif.ru.

«Смотрел вперёд»

Алексей Смирнов, rostov.aif.ru: Валентин Анатольевич, почему вы решились войти в вертолёт с террористами, что вами двигало?

Валентин Падалка: Не было сомнений, что должен лететь я. Отчасти сыграло роль, что я был офицером с боевым опытом: к тому моменту прошёл Афганистан, где видел подвиги товарищей и их гибель… Да и возраст был зрелый – 33 года. К тому же, я – сын фронтовика. Мой отец много рассказывал о проявлениях мужества во время ВОВ. Я был октябрёнком. Пионером участвовал в «Зарнице». Был комсомольцем… Я понимал, что такое зло и добро, почему надо защищать слабых. И именно поэтому и стал военным. Для меня честь офицера и защита Родины – на первом месте. А здесь рука поднялась на детей…

летчик в вертолете
На момент операции по освобождению детей лётчик Валентин Падалка был офицером с боевым опытом. Фото: АиФ

Поэтому мне было несложно принять это решение. Хотя в моей эскадрилье тогда было 24 экипажа, и я мог любого из них назначить выполнять эту задачу. Но террористы заявляли, что нужно лететь в Иран – а это непросто для вертолёта – нужно рассчитать всё до мелочей: и маршрут, и заправку, и высоту, и декабрьскую погоду. То есть я, как командир эскадрильи, должен был поставить лётчику задачу из десятка пунктов. Но ведь ничего не было понятно! Не дай Бог, что случилось бы, я себе до конца жизни бы не простил.

Плюс у меня был опыт работы в Афганистане – там на самые ответственные и нестандартные задачи летал командир, и я тоже вызывался. Это не прописано в учебниках, никто этому не учит, но в таких случаях важно действовать по ситуации. Думаю, что героические поступки так и совершаются: человек сталкивается с тем, что не прописано в инструкциях, и уже важно, насколько он хорошо видит ситуацию, и принимает решение. И мой помощник Владимир Степанов, услышав мой же разговор с командующим 4-й Армии, сказал: «Командир, если нужна моя помощь, я готов». Вот это тоже поступок.

– Вы неоднократно рассказывали, что во время захвата вам было страшно…

– Любой человек, конечно, должен бояться смерти. Это инстинкт самосохранения. Но если человек воспитывается в духе самопожертвования, то задача, которую он должен решить, важнее, чем его собственная жизнь.

И тогда очень легко страх перебороть. Нужно удалить из головы, что ты имеешь семью, что тебя ждут накопления. Если ты начнёшь об этом думать во время выполнения опасной и серьёзной задачи, то будешь распыляться. Когда я вошёл в вертолёт, то сел и все трое с половиной суток смотрел вперёд. Была цель – освободить детей. А затем была задача сделать так, чтобы бандитов схватили и наказали.

– Как удалось перехитрить террористов?

– Я вырабатывал действия таким образом, чтобы заполучить оружие – понимал, что мог обезвредить их. Нам подвозили еду для детей, машина останавливалась в нескольких метрах от вертолёта.

Главарь банды, Казак (настоящее имя – Муса Алмамедов, прим. ред.), отправлял меня с Владимиром принести питание. Но при подходе к вертолёту террористы каждый раз досматривали нас, даже батоны разламывали. И ничего не получалось. А когда привезли 10 млн долларов выкупа из Москвы, Казак в хвосте вертолёта разоткровенничался со мной, без свидетелей: оказалось, ему не нужен был никакой Иран, он хотел скрыться в Дагестане. Я решил схитрить, сказал: «Я сделаю всё, о чём ты просишь, но заплати мне за мою работу». Он подумал, взял один мешок, разорвал, и дал мне 500 тысяч долларов – посчитал, что подкупил.

– Что было дальше?

– У нас не работала связь, и чтобы передать в штаб планы (главаря), я оторвал кусочек полётного листа и написал то, что он сказал – время полёта и точку посадки. Листик незаметно сунул водителю машины, которая привозила еду. Так и стал вести игру – Казак мне потом ещё заплатил суммарно 300 тысяч долларов из-за изменения планов. Видимо, понимал, что если лётчик будет сопротивляться, то ничего не получится. Поэтому и был такой щедрый – чтобы я устроил всё так, как они задумали. Но, конечно же, у меня и мыслей таких не было.

– Получается, что вы вошли в доверие?

– Да, и это помогло. Помогло убедить его высадить последних из оставшихся в вертолёте детей – перед последним вылетом. Планы Казака менялись, но окончательный был такой: он хотел сначала сделать ложную посадку в Чечне и оставить там следы, а затем полететь в (дагестанский) Хасавюрт – его родной город, где бы террорист и скрылся. Я ему говорю: «Я-то скажу, что ты вышел в Чечне. А  дети? Зачем тебе свидетели?». 

В итоге, мы с Владимиром поступили иначе: сначала сделали ночную посадку в Хасавюрте, но я сказал, что это чеченское село. А затем мы полетели подальше от этого места – к Махачкале. Помог случай: вышел из строя керосиновый обогреватель, и в кабину пошёл дым. В итоге я сказал, что ищу место для посадки без его указаний. Казак начал принуждать меня сесть, но я опасался: ведь он мог нас и «убрать». Поэтому мы зависли на небольшой высоте, сказав, что площадка кривая и приземлиться невозможно. А в кабине уже был дым… И они выпрыгнули с деньгами и оружием. Мы перелетели в аэропорт Махачкалы и рассказали о месте, где их высадили – оно попадало в треугольник между Каспийским морем, трассой и каналом. Бандиты оказались там, как в мешке. На суде Казак говорил: «Не могу понять, как этот лётчик меня обманул? Я иду и знаю, что должен быть в Хасавюрте, но не понимал, где нахожусь».

Воспитание как огранка

– А в гражданской жизни есть место подвигу?

– Важно воспитание – в семье, детсаду, школе. Меня приглашают на уроки мужества в восьмые-девятые классы. Я вижу, что во время моих рассказов о службе в Афганистане и Чечне у некоторых ребят глаза горят: так сильно их это впечатляет. Считаю, что если ученику ничего не интересно в этой жизни, видимо, у него не всё по-человечески в семье. Там, где в семье любовь, а ребёнка уважают, рассказывают об истории страны и войне – это по крупицам собирается и входит в личность человека. Он как будто получает огранку.

Я ведь никогда не стремился ни к каким подвигам – выполнял приказы. Считаю, человек не должен специально искать: как бы совершить  героический поступок. Но если ты уже оказался в такой ситуации, то надо действовать, как воспитан и как понимаешь происходящее. Главное –  приложить максимум усилий и выполнить свою задачу, идти к цели, невзирая ни на что. А как эти действия оценят – это уже не твоё дело, а государства и общества. Но я доволен, что в случае с этими террористами я пришёл к той цели, которую планировал, хотя изначально не знал, что получится.

Считаю: каждый молодой человек в юности должен пройти хотя бы минимальный курс военного дела. Если дойдёт до полномасштабных боевых действий, то нужно быть готовым к защите Родины.

– Вы всегда выглядите спокойным и уверенным. Как вам это удаётся?

– Я не люблю скандалов. Меня очень сложно вывести из себя, но, разумеется, порог какой-то есть – после него начинаю действовать жёстко. Всё это складывалось из воспитания – в семье, школе, училище… В детстве делал всё возможное, чтобы мной папа и мама были довольны – и учёбой, и поступками. И в Саратовском военном был хороший коллектив – ведь для ребят это был осознанный выбор.

Во время службы Валентин Падалка прошёл путь от командира вертолёта до
Во время службы Валентин Падалка прошёл путь от вертолётчика до командира эскадрильи. Фото: АиФ

Во время службы я был командиром вертолёта, старшим лётчиком, замкомандира эскадрильи, потом и командиром… Вот и представьте: у меня 200 подчинённых. Важно показывать, что ты спокойный, грамотный, нормальный и усидчивый, не орёшь по мелочам и не говоришь глупости, но при этом строгий.

А военная служба только скрепляет дружбу. В стрессовых ситуациях человек раскрывается моментально, потому что не в состоянии себя сдерживать.

Не «сидеть на лавочке»

– Вы и сегодня работаете лётчиком-испытателем на вертолётном заводе. Не каждый сможет работать в такой профессии в 64 года. Как это удаётся?

– Во-первых, я люблю свою работу. Когда в 42 года я увольнялся из армии, понимал, что будет неуютно без неба и полётов. Считаю, что это расцвет сил, когда человек достигает максимальной планки. Я получил разрешение пройти обучение в школе лётчиков-испытателей в Ахтубинске, после этого меня приняли на работу. Она отличается от службы: раньше мне нужно было сделать с вертолётом всё возможное и невозможное, чтобы решить конкретную задачу. Теперь же я проверяю новый вертолёт, чтобы другой лётчик мог решать все задачи в будущем.

Конечно, я уже военный пенсионер, можно было просто «сесть на лавочку». А так необходимо поддерживать форму, следить за весом, чтобы работала голова… Но если я могу приносить какую-то пользу Родине, то почему я должен быть в стороне? Да, возраст даёт о себе знать. Однако со всем, что требуется для моей работы, я справляюсь.

– То есть вас можно увидеть в небе над Ростовом?

– Да, я регулярно летаю.

– Есть ещё один известный человек с фамилией Падалка – Геннадий Иванович, космонавт. Знакомы ли вы с ним? Сами мечтали о космосе?

– В то время все мальчишки хотели стать космонавтами. Возможно, такое было и у меня, не помню уже.

Но помню совершенно точно, что сначала я захотел стать офицером, а потом – лётчиком. Мечтал поступать в Ейское лётное истребительное училище. Но там случилась ситуация, которую я тоже связываю с судьбой. Меня поставили в наряд ночью рубить дрова на кухню. А через несколько часов, уже утром, отправили на медкомиссию. И врач сказал: «У вас шумы в сердце – мы таких не берём». Однако я не оставил мысли о том, чтобы летать. Благодаря ростовскому ДОСААФ я почувствовал, что такое небо, узнал о вертолёте и поступил в итоге в Саратовское училище.

О своей работе Валентин Падалка рассказывает на уроках мужества ученикам восьмых-девятых классов.
О своей работе Валентин Падалка рассказывает на уроках мужества ученикам восьмых-девятых классов. Фото: АиФ

Кстати, с Геннадием Падалкой мы неоднократно общались. Возможно, у нас есть общие предки, но до конца мы это так и не смогли выяснить. И желания были схожие – стать лётчиком-истребителем. И, между прочим, у него это получилось. 

– Ваши дети пошли по вашим стопам?

Старший сын Роман захотел стать лётчиком после того, как в три года летал в обычном гражданском самолёте. Я его приобщал к небу, но не принуждал. Когда он оканчивал школу, сказал, что хочет быть именно гражданским пилотом. Я не стал его отговаривать. Считаю, что если есть цель, то надо идти вперёд. Главное теперь – учиться и достичь её.

Сегодня он учится в авиационном институте. К его выпуску как раз должны пойти в серию МС-21 и обновлённый «СуперДжет». Такая страна, как наша, не может оставаться без авиации.

ДОСЬЕ
Валентин Падалка родился в 1960 году в Ростовской области. Принимал участие в войне в Афганистане в 1986-1987 годах, в первой и второй чеченских кампаниях. Весной-летом 2002 года участвовал в спасении людей в зоне сильного наводнения на Северном Кавказе. Заслуженный военный лётчик Российской Федерации. С 2003 года – лётчик-испытатель завода «Роствертол».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах