Недавно на старом кладбище Аксая (Ростовская область) местные жители нашли могилу капитана Зиновьева и написали об этом в редакцию «АиФ-Ростов».
Об этом человеке мало известно даже его землякам. А ведь во время Великой Отечественной войны он руководил Военно-лоцманской службой Черноморского флота.
Почему тонули корабли
Родился Николай Зиновьев в 1905 году в станице Аксайской (сейчас – город Аксай), в маленьком доме на берегу Дона. Уже с 14 лет начал плавать матросом, а когда ему исполнилось 20, поступил в Ростовский-на-Дону техникум водного транспорта на судоводительское отделение.
После окончания учёбы Николай стал преподавателем, а летом выходил в море с курсантами на парусном судне «Вега».
23 июня 1941 года капитан Зиновьев мобилизовался на фронт, а «Вега» отправилась в свой последний поход без него. Судно село на мель, потом кое-как разбитый парусник дошёл до Геленджика, где позже и затонул.
«Во второй день войны Николай Степанович в качестве штурмана прибыл на корабль эскадры Черноморского флота «Коминтерн», - рассказывает заместитель директора Аксайского военно-исторического музея по научной работе Ольга Загайнова. - Крейсер устанавливал оборонительные минные заграждения. Николай понимал, какой вред наносят эти минные поля. Авиации и торпедным катерам противника мины не помеха».
Вечером шестого июля 1941 года прямо по курсу крейсера сработала своя же магнитная мина. Раздался глухой взрыв, но «Коминтерну» тогда повезло. А 18 августа восемь самолетов Ю-87 атаковали крейсер. Осколки повредили корпус судна, он загорелся. 46 моряков были ранены, шестеро погибли.
Как спасали раненых
Зиновьева ждало новое назначение. В декабре 1941-го капитан поднялся на палубу военного транспорта «Белосток», который потом под его командованием доставлял боеприпасы в осаждённый Севастополь, вывозил раненых. Задача была опасной, но удача не отвернулась от капитана.
А четвертого марта 1942 года был последний день его службы на «Белостоке». Николая назначили начальником Военно-лоцманской службы Черноморского флота. Зиновьев попрощался с экипажем, а всего через несколько дней «Белосток» погиб от немецкой торпеды, унеся с собой в морские глубины 680 человек.

Время, когда Николай Зиновьев возглавлял Военно-лоцманскую службу, стало для него самым тяжёлым. В условиях постоянных атак противника наши суда доставляли на фронт пополнение, технику и боеприпасы. Тысячами эвакуировали гражданское население и раненых.
Но были серьёзные проблемы с проходом судов по узким фарватерам наших минных заграждений. Лоцманов не хватало, из рук вон плохо было организовано получение свежей информации о выставленных заграждениях и сброшенных немецких донных минах. Так на своих минных заграждениях, поставленных у Крымского побережья, затонуло судно «Ленин», следовавшее в голове охраняемого конвоя. На борту были 1257 призывников и сотни жителей Севастополя.
На Зиновьеве лежала колоссальная ответственность за экипажи судов, за судьбы подчинённых лоцманов - и в том, что десятки тысяч людей были спасены, эвакуированы в тыл, войска вовремя получали боеприпасы и подкрепление, есть и его прямая заслуга. И так почти пять лет – вплоть до 1947 года.
Как считали трофеи
Война закончилась, и Николая Степановича ждало новое задание - нужно было принять в Германии трофейные корабли и перегнать их с Балтики в Чёрное море. Работы предстояло много, Советскому Союзу досталось 145 боевых надводных кораблей и 441 вспомогательное судно.
В 1947-м Зиновьев, уже капитан второго ранга, стал командиром учебной плавбазы «Нева». Впереди была работа в Мурманске начальником Управления вспомогательных судов и гаваней Северного флота.
В 1955 году Николай Степанович решил взять отпуск. В поезде недалеко от Москвы Зиновьеву внезапно стало плохо. Не получивший на фронте ни единого ранения, никогда не болевший, полный сил капитан первого ранга Зиновьев скоропостижно скончался, так и не узнав, что уже готов приказ о присвоении ему звания контр-адмирала.
Возможно, именно его перевод на Север стал причиной того, что в Ростовской области позабыли легендарного земляка, чей добросовестный и самоотверженный труд в годы войны помог спасти жизни десятков тысяч советских граждан.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть