aif.ru counter
АиФ - Ростов 1518

«Людей эвакуировал тысячами». История матроса, ставшего контр-адмиралом

Все материалы сюжета Герои Великой Отечественной войны

Как аксайский паренёк из простого матроса стал контр-адмиралом, на каких должностях служил и что пришлось ему пережить в годы Великой Отечественной войны, рассказывает «АиФ-Ростов».

Азовчанин Николай Зиновьев (на переднем плане) всю жизнь посвятил флоту.
Азовчанин Николай Зиновьев (на переднем плане) всю жизнь посвятил флоту. © / Аксайский военно-исторический музей

Недавно на старом кладбище Аксая (Ростовская область) местные жители нашли могилу капитана Зиновьева и написали об этом в редакцию «АиФ-Ростов».

Об этом человеке мало известно даже его землякам. А ведь во время Великой Отечественной войны он руководил Военно-лоцманской службой Черноморского флота.

Почему тонули корабли

Родился Николай Зиновьев в 1905 году в станице Аксайской (сейчас – город Аксай), в маленьком доме на берегу Дона. Уже с 14 лет начал плавать матросом, а когда ему исполнилось 20, поступил в Ростовский-на-Дону техникум водного транспорта на судоводительское отделение.

После окончания учёбы Николай стал преподавателем, а летом выходил в море с курсантами на парусном судне «Вега».

23 июня 1941 года капитан Зиновьев мобилизовался на фронт, а «Вега» отправилась в свой последний поход без него. Судно село на мель, потом кое-как разбитый парусник дошёл до Геленджика, где позже и затонул.

«Во второй день войны Николай Степанович в качестве штурмана прибыл на корабль эскадры Черноморского флота «Коминтерн», - рассказывает заместитель директора Аксайского военно-исторического музея по научной работе Ольга Загайнова. - Крейсер устанавливал оборонительные минные заграждения. Николай понимал, какой вред наносят эти минные поля. Авиации и торпедным катерам противника мины не помеха».

Вечером шестого июля 1941 года прямо по курсу крейсера сработала своя же магнитная мина. Раздался глухой взрыв, но «Коминтерну» тогда повезло. А 18 августа восемь самолетов Ю-87 атаковали крейсер. Осколки повредили корпус судна, он загорелся. 46 моряков были ранены, шестеро погибли.

Как спасали раненых

Зиновьева ждало новое назначение. В декабре 1941-го капитан поднялся на палубу военного транспорта «Белосток», который потом под его командованием доставлял боеприпасы в осаждённый Севастополь, вывозил раненых. Задача была опасной, но удача не отвернулась от капитана.

А четвертого марта 1942 года был последний день его службы на «Белостоке». Николая назначили начальником Военно-лоцманской службы Черноморского флота. Зиновьев попрощался с экипажем, а всего через несколько дней «Белосток» погиб от немецкой торпеды, унеся с собой в морские глубины 680 человек.

Время, когда Николай Зиновьев возглавлял Военно-лоцманскую службу, стало для него самым тяжёлым. В условиях постоянных атак противника наши суда доставляли на фронт пополнение, технику и боеприпасы. Тысячами эвакуировали гражданское население и раненых.

Но были серьёзные проблемы с проходом судов по узким фарватерам наших минных заграждений. Лоцманов не хватало, из рук вон плохо было организовано получение свежей информации о выставленных заграждениях и сброшенных немецких донных минах. Так на своих минных заграждениях, поставленных у Крымского побережья, затонуло судно «Ленин», следовавшее в голове охраняемого конвоя. На борту были 1257 призывников и сотни жителей Севастополя.

На Зиновьеве лежала колоссальная ответственность за экипажи судов, за судьбы подчинённых лоцманов - и в том, что десятки тысяч людей были спасены, эвакуированы в тыл, войска вовремя получали боеприпасы и подкрепление, есть и его прямая заслуга. И так почти пять лет – вплоть до 1947 года.

Как считали трофеи

Война закончилась, и Николая Степановича ждало новое задание - нужно было принять в Германии трофейные корабли и перегнать их с Балтики в Чёрное море. Работы предстояло много, Советскому Союзу досталось 145 боевых надводных кораблей и 441 вспомогательное судно.

В 1947-м Зиновьев, уже капитан второго ранга, стал командиром учебной плавбазы «Нева». Впереди была работа в Мурманске начальником Управления вспомогательных судов и гаваней Северного флота.

В 1955 году Николай Степанович решил взять отпуск. В поезде недалеко от Москвы Зиновьеву внезапно стало плохо. Не получивший на фронте ни единого ранения, никогда не болевший, полный сил капитан первого ранга Зиновьев скоропостижно скончался, так и не узнав, что уже готов приказ о присвоении ему звания контр-адмирала.

Возможно, именно его перевод на Север стал причиной того, что в Ростовской области позабыли легендарного земляка, чей добросовестный и самоотверженный труд в годы войны помог спасти жизни десятков тысяч советских граждан.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что известно о самой красивой девушке Ростова-на-Дону?
  2. Кто может получить бесплатный билет на матч «Ростов» – «Ахмат»?
  3. Почему король Малайзии развёлся с донской моделью?
  4. Почему мостовой переход в Волгодонске будет дороже Ворошиловского моста?
Самое интересное в регионах
Роскачество
Вы согласны с захоронением тела Владимира Ленина?