Примерное время чтения: 6 минут
760

Электронные сервисы вам в помощь. Как работает Росреестр на Дону.

Михаил Кругликов / Из личного архива

Для удобства и быстроты

В редакции «АиФ на Дону» эксперты обсудили особенности учетно-регистрационных действий в отношении объектов недвижимости и влияние цифровизации на скорость и качество оказания услуг. Круглый стол состоялся 23 октября, его тема: «Учетно-регистрационные действия в отношении объектов недвижимого имущества, осуществляемые Управлением Росреестра по Ростовской области в рамках оказания государственных услуг».

Один из самых главных аспектов работы Росреестра – кадастровый учет объектов недвижимости и регистрация права на эти объекты. Руководитель Управления Росреестра по Ростовской области Сергей Третьяков привел интересную статистику: сейчас на Дону насчитывается более 6 миллионов учтенных объектов недвижимости, из них более 2 миллионов – земельные участки. При этом за последние годы количество учетно-регистрационных действий, совершаемых Росреестром, не меняется, что свидетельствует о стабильности экономической ситуации в регионе. За 10 месяцев текущего года было совершено 600 тысяч регистрационных действий. На учет поставили более 9 тысяч объектов недвижимости.

«Повышается количество регистраций договоров долевого участия. Это также говорит об инвестиционной привлекательности нашего региона. Серьезный упор делается на оказание услуг в электронном виде, это касается в большей мере банков, нотариальных контор - все они регулярно взаимодействуют с Росреестром именно посредством электронных сервисов. В последнее время так стали подавать документы и представители муниципальной власти. Мы делаем все, чтобы повысить качество регистрационно-учетных действий и сократить сроки оказания этих услуг», - подчеркнул Сергей Викторович.

Росреестр активно сотрудничает с нотариатом. По словам вице-президента Нотариальной палаты Ростовской области Игоря Карпенко, разница между нотариатом, который существует теперь и который был 10 лет назад – огромная. Это связано с внедрением в нашу жизнь электронных цифровых технологий.

«Почти все документы для регистрации в Росреестр мы подаем в электронном виде. При оформлении сделки нотариус должен запросить у Росреестра следующую информацию: право собственности на недвижимость, нет ли ареста и залога на объекте и т.д. Раньше на запросы уходили недели. Сейчас Росреестр так наладил работу, что мы получаем ответы за один день. Так же быстро нотариус может получить подтверждение от Росреестра на регистрацию сделки в электронном виде. Все эти новшества очень удобны и облегчают жизнь людей!», - рассказал Игорь Васильевич.

Покупателям жилья для онлайн-регистрации договора с продавцом адресован удобный сервис Сбербанка и Росреестра «Электронная регистрация». Теперь процесс подачи документов занимает 10-15 минут. Банк готовит необходимый пакет и направляет его в Росреестр. Сервис запустили в начале 2016 года для сделок на рынке вторичного жилья, а уже через год он стал работать и для новостроек.

Фото: Из личного архива/ Михаил Кругликов

Начальник управления по работе с партнерами и ипотечного кредитования Илья Невенчалов отметил, что это дало возможность в период самоизоляции не прекращать выдачу ипотечных кредитов. «Около 90% застройщиков, с которыми мы сотрудничаем, подключены к этому сервису. Всего же за 10 месяцев текущего года Росреестр и Сбербанк провели 11 тысяч сделок по приобретению недвижимости через сервис «Электронная регистрация». 8 из 10 клиентов, приобретающих жилье в ипотеку, воспользовались услугами сервиса».

Тандем для эффективной работы

На качество оказания учетно-регистрационных услуг Росреестра влияет правильность формирования объектов недвижимости. За это отвечают кадастровые инженеры. Они готовят межевые, технические планы, акты обследования.

«Одной из важных задач взаимодействия Росреестра и кадастровых инженеров является снижение количества принимаемых регистраторами решений о приостановлении рассмотрения заявлений о проведении государственного кадастрового учета и отказа. Поэтому так важно плотное взаимодействие государственных регистраторов прав с кадастровыми инженерами. Региональное Управление Росреестра часто организует совещания с участием саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, где они могут задать интересующие их вопросы и получить квалифицированные ответы.​ Кроме того, в целях повышения качества подготавливаемых документов в 2017 году была создана рабочая группа по рассмотрению типовых ошибок, допускаемых при подготовке технических и межевых планов, актов обследования», - рассказала заместитель руководителя управления Росреестра по Ростовской области Елена Кубрак.

Генеральный директор СРО «Кадастровые инженеры Юга» Галина Высокинская сообщила, что на территории России действует 14 саморегулируемых организаций, около 570 кадастровых инженеров - в Ростовской области. «Наша задача работать в тесном тандеме с регистраторами, в этом случае снижается вероятность того, что регистрация будет приостановлена из-за каких-то ошибок в документах. На данный момент всего 8% приостановленных регистраций показывает, что это у нас получается. Кстати, этот показатель снизился за последнее время в три раза», - говорит Галина Дмитриевна. По ее словам, немаловажным фактором качественной совместной работы стало появление электронного сервиса.

Новые правила

Много новых правил появилось в процессе проведения кадастровой оценки. О них рассказал заместитель руководителя управления Росреестра по Ростовской области Олег Козьменко: «Сейчас в регионе действуют результаты государственной кадастровой оценки земель, выполненной в 2013 и в 2014 годах, и объектов недвижимого имущества, выполненной в 2016 году. С января 2017 года вступил в действие закон «О государственной кадастровой оценке», который коренным образом изменил порядок ее проведения. А в текущем году законодателем приняты разработанные Росреестром поправки к закону. Новое регулирование направлено на усиление роли региональной власти в определении кадастровой стоимости, укрепление механизмов предварительного обсуждения результатов очередной кадастровой оценки, устранения ошибок кадастровой оценки до применения ее результатов.

Вводится новая процедура административного установления кадастровой стоимости в размере рыночной, предусмотрено упрощение порядка подачи заявлений об оспаривании кадастровой стоимости, в том числе посредством МФЦ и электронных сервисов Росреестра. Все новые процедуры направлены на обеспечение соответствия кадастровой стоимости экономическим характеристикам земельного участка. А если стоимость квартиры или дачи оказалась завышенной, то для собственника предусмотрены относительно простые процедуры изменения кадастровой стоимости».

Новые правила в Ростовской области еще не применяются. Законодателем установлен переходный период до 2023 года, но по мере готовности региона возможен и более ранний переход к ним. Однако и сейчас осуществляется пересмотр кадастровой стоимости. В текущем году в комиссию при Управлении Росреестра по Ростовской области поступило 211 заявлений об оспаривании кадастровой стоимости, по 44% из рассмотренных приняты положительные решения.

Основная масса земельных участков и объектов недвижимого имущества, в отношении которых оспаривалась кадастровая стоимость, расположена в Ростове-на-Дону – порядка 38%, Волгодонске – 18%, в Новочеркасске – 8%, Таганроге – 14%.​

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах