Народный артист России Сергей Безруков предложил построить в Ростове кинокластер. Идею трудно назвать новой. Её пытались реализовать уже несколько раз, причём в последний раз недавно.
Насколько она реалистична и что это изменит для киноиндустрии и региона, выяснял Rostov.aif.ru.
Ещё от Ильфа с Петровым
Сергей Безруков ведёт свой курс в Ростовском филиале ВГИКа. Известный киноактёр уверен, что донская столица могла бы стать кинематографическим сердцем страны, если здесь появятся новые павильоны для съёмок, вся необходимая аппаратура и инфраструктура.
«На левбердоне, допустим, построить хороший, мощный кинематографический кластер, — объяснил Безруков. — Я думаю, что это был бы большой плюс для кинематографа вообще, потому что сюда потянулись бы снимать с большим удовольствием. Наличие здесь кинематографической базы со своими павильонами, мощностями и аппаратурой — это был бы большой плюс для региона».Народный артист не первый, кому пришла такая мысль. Есть версия, что ещё в 1936 году Иосиф Сталин беседовал с Ильфом и Петровым после их возвращения из Америки. Тогда он предложил писателям в качестве места для киностудии, советского голливуда, рассмотреть треугольник Ростов — Азов — Таганрог.
Таким грандиозным планам тогда не суждено было сбыться. Хотя в Ростовской области снималось немало фильмов и сериалов как в советский период, так и в современной России. Впрочем, была и обратная ситуация. Криминальную драму «Ростов» (вышла на телеэкраны 2019 году), к недоумению дончан, снимали в Ярославской области. И это притом, что автором идеи и соавтором сценария выступил ростовчанин Сергей Кисин. Зрители удивлялись и негодовали, что в кадре — небольшие и простые здания полиции и банка. Ведь в реальном Ростове-на-Дону они впечатляющие по размерам памятники архитектуры.
Дело на три миллиарда
Идеи строительства на Дону мощного кинокластера звучали и в недавнем прошлом. С 2015 года по 2018-й в Ростове проводился фестиваль мотивационного кино Bridge of Arts. Его посещали отечественные и зарубежные звёзды. В рамках фестиваля были кинопоказы, питчинги (устная или визуальная презентация кинопроекта с целью нахождения инвесторов, готовых его финансировать — прим. ред.) и целый ряд других мероприятий. Уже в 2016 году московская кинокомпания «Централ Партнершип» презентовала проект донского кинокластера. В него собирались вложить более трёх млрд рублей. И все последующие годы, пока в Ростове проходил кинофестиваль, разговоры о кинокластере только усиливались. Вплоть до 2018-го, крайнего для этого фестиваля года...
Согласно представленному тогда проекту, кинокластер должен был разместиться на трёх площадках: в Азове, Таганроге и станице Старочеркасской. Были даже определены конкретные места. В частности, в Азове должны были построить павильоны и площадки натурных декораций, которые изображали бы европейские и американские города. В Старочеркасской предлагалось снимать исторические фильмы. Успели даже построить казачью станицу для съемок сериала о легендарном атамане Матвее Платове. Правда, позже «станицу» перенесли в район Кумженской рощи, где она стала частью этнографического комплекса, который работает до сих пор. Теперь там проводят казачьи шермиции (традиционные воинские состязания, устраиваемые казаками на праздниках — прим. ред.).
Ещё один отголосок того времени — бутафорский маяк в хуторе Мержаново на берегу Таганрогского залива. После съёмок сериала «Смотритель маяка» с Егором Бероевым в главной роли (премьера состоялась 12 июня 2019 года) мержановский кинообъект стал точкой притяжения туристов. Здесь разбили небольшой парк.
Но, как и в советское время, идея создания голливуда-на-Дону так и не была реализована. И теперь об этом снова заговорили. Уже в третий раз.
И без кластера снимают
«Большой вопрос, кто это будет делать и зачем, Считаю, что с закрытым аэропортом это нереально. Раньше в регионе каждый год планировалось снимать 18 проектов. Сейчас снимают максимум три. Но это и без кластера снималось: кого-то устраивал Ростов, кого-то — Таганрог, кого-то — Азов», — рассказал ростовский актёр и режиссёр Владимир Рузанов.
В Таганроге идут съёмки картины с рабочим названием «Паромщик», а также исторической драмы о молодёжном подполье времён войны. По мнению актёра массовых сцен Владислава Любимова, даже дискомфорт из-за закрытого аэропорта не становится препятствием для столичных кинозвёзд.
«Ростовская область перспективна для съёмок, и снимающиеся здесь проекты это подтверждают, — заметил Любимов. — Сейчас в Ростове есть хорошие курсы актёрского мастерства с сильным преподавательским составом. Они помогают раскрепоститься, раскрыться и дают перспективы будущим актёрам».
Сегодня вся съёмочная группа (киноэкспедиция) приезжает на Дон из Москвы. Если появится кинокластер, то многое для обеспечения съёмок будет сосредоточено на месте, необходимость в крупных экспедициях отпадёт. В отечественном киномире это понимают. Однако пока неизвестно последуют ли за красивыми словами о кинокластере конкретные действия по его созданию.
Комментарий
Олег Тактаров, кинопродюсер, режиссёр, президент фестиваля Bridge of Arts (2015-2018):
– Хорошо, что по-прежнему озвучивается: Ростовская область прекрасна как центр активного кинопроизводства. Но вопрос в том, кто сможет реально это осуществить? В 2010-х мы определили место для кинокластера, но как только я уезжал на съёмки, кто-то с кем-то успевал поссориться и приходилось всю работу начинать заново.
Были планы и с владельцем киностудии из Албании, он готов был вложить деньги в кинокластер. После того, как я показал фото, видео и локации, несколько актёров сказали, что уже пресытились сниматься в Болгарии, Венгрии и Румынии и готовы работать в Ростовской области.
Сейчас такого центра российского кинопроизводства нет до сих пор. Разные продюсеры находят разные места и нередко бывает ситуация, что с учётом затрат на переезд получается та же стоимость, как и в случае съёмок в Подмосковье. Исключение – Минск: всё прошедшее лето там снималось несколько работ.
Мнение
Валерия Байкеева, рейтинговый драматург, писатель, педагог:
– Для того, чтобы в Ростове построить кинокластер, нужно не только вложить огромное количество денег, но и обучить сотни людей, обеспечить их зарплатой. Даже чтобы снять короткометражку, которую будет не стыдно показать на международном кинофестивале, нужна инфраструктура: хорошие операторы, монтажёры, режиссёры монтажа, осветители, рабочие, костюмеры, техника и реквизит. Всё это должно быть уже здесь, а приезжать должны только режиссёр и несколько актёров.
Конечно, сейчас приезжают за натурой и на Дон, но и она уже покалеченная. Заманить киношников можно двумя способами. Первый – кинофестиваль, где будут и авторы для питчинга, и те, кому эти проекты представлять. Для этого нужна репутация фестиваля и представительное жюри. Второй способ – так называемый рибейт. Это возврат из регионального бюджета до 25% затрат на производство фильма. К сожалению, в Ростовской области на этот шаг так и не пошли.