Кино – это сложно, пафосно и дорого. В новостях мы читаем об огромных бюджетах киноиндустрии, космических гонорарах артистов и баснословных доходах от проката фильмов. Но есть и другая сторона кино, которое снимают обычные люди прямо в Ростове и затем показывают не в кинотеатре, а в интернете.
О ней мы и поговорили с ростовской актрисой и сценаристом Светланой Лукьянчиковой.
Ненужное кино
В прошлом году в соцсетях Лукьянчикова анонсировала съёмку фильмов по собственным сценариям, а потом предъявила поражённой публике эти фильмы. Поражала не только скорость и решительность, но и сами героини. «Реальные тётки» – так называется её проект, посвящённый историям обычных ростовчанок средних лет.
Фильмы публике зашли, потому что были о каждой из нас. И многие отмечали: именно таких героев нам не хватает в отечественной, а особенно в голливудской киноиндустрии.
– Светлана, ты планируешь организовать встречу с ростовчанами под названием «Ненужное кино Светланы Лукьянчиковой». Почему ненужное-то? Мне показалось, что ростовский зритель благосклонно принял твоё творчество.
– Ненужным своё кино я назвала потому, что оно, кроме меня и горстки единомышленников, никому не нужно.
Оно не интересно тем, кто зарабатывает деньги кинопроизводством, потому что какое-то устаревшее, что ли… У меня не современные герои, каких мы видим обычно в кино: активные, напористые, идущие к своим целям. Мои героини немолоды, они живут в обычных многоквартирных домах, в квартирах без евроремонта. Они не эффективные менеджеры и не красавицы. Героиню моего фильма точно не сыграет Паулина Андреева. К тому же, у меня несовременные идеи в фильмах. Мои герои, может, и думают о жизни большой страны, но они маленькие люди и мысли у них такие же. Не лозунги в мозгах, а просто мысли, мыслишки.Да, я знаю, что такие герои большому кино не интересны. Ну и пусть, зато они интересны обычным людям. Пусть будет большое кино с большими героями и большими деньгами и бесплатное маленькое кино с маленькими героями. Ненужное кино Светланы Лукьянчиковой.
– Правда ли, что тебе удаётся снимать практически бесплатно? Каким образом?
– Совсем бесплатного кино не бывает. Платить всё-таки приходится. Мне. Из собственного кармана. За аренду локаций, если не могу найти подходящую квартиру бесплатно у друзей. Специалистам – за работу со звуком. Видеооператорам – за съёмки, амортизацию техники. И даже за такси. Актёрам своим в ноги кланяюсь за бесплатную работу. Два года назад, когда я кинула клич в интернете: кто со мной делать бесплатное кино, первыми отозвались братья-актёры. Потом уже я обросла единомышленниками. Каждый, видимо, находит в этом процессе что-то для себя нужное.
Укол короткого метра
– Расскажи о своих фильмах – откуда идеи, почему такие темы?
– За два года снято два короткометражных фильма – «Укол» и «Аминь». В планах были съёмки сериала о женщинах, который носил рабочее название «Реальные тётки». Так как финансов на съёмки сериала у меня не было и нет, продюсеров тоже, как, собственно, и всего остального – техники, специалистов и так далее, я решила оживить своих героинь в коротком метре. Темы рождаются сами – из жизни. Так появилась городская драма «Укол». Она о том, как понять, счастливы мы здесь и сейчас, или есть другой, более правильный вариант нашей жизни? А может, мы существуем параллельно в разных гранях реальности? Причём, порой истории с течением времени видоизменяются, приобретают новый смысл, получают законченность. Вот драмеди «Аминь» был просто комической бытовой зарисовкой жизни соседей, к моменту съёмок история получила иной смысл, потому что началась СВО. Как-то по-другому всё зазвучало. Если когда-нибудь все эти 14 историй всё-таки лягут в основу сериала, там, наверное, тоже многое заиграет другими красками.
– А кто и где потом это кино смотрит?
– «Укол» можно посмотреть в интернете. Он настолько ученический, что мы пока не рискнули вывозить его на фестивали короткого метра. Но даже в этой учебной работе есть и удачные актёрские моменты, и прекрасный саундтрек ростовского композитора Сергея Проворова, и фантастическая песня Юлии Тузовой. В общем, мы старались. Там же в Сети есть и трейлер к сериалу «Реальные тётки». Да трейлер есть, а вот сериала нет. Ну, может, будет когда-нибудь. Как денег накоплю. Второй фильм «Аминь» мы пока не выкладываем в Сеть. Думаем показаться с ним на фестивалях. Не для того, чтобы призы получать. Просто заявить о себе. Что мы есть и пытаемся что-то снимать.
– Светлана, зачем ты сама этим занимаешься? Явно не ради денег, насколько я понимаю.
– Я не знаю, зачем мне это нужно. Мне просто сначала было интересно писать эти истории-наблюдения. Потом я стала просто «видеть» сцены из этих историй, даже просто кадры. Как героиня идёт по переходу, как бабка сидит у подъезда, как просто смотрит в зеркало. И стала ходить со своими историями по знакомым кинодеятелям. Но всем, за редчайшим исключением, было не интересно. Мне даже сны снились, как я ищу режиссёров, спонсоров, продюсеров. В одном из таких снов я шла в поисках режиссёра по какой-то киноплощадке и наткнулась в итоге на зеркало. «Кого ты там увидела? Себя?» – спросила меня подруга. Да, себя. «Значит, ты и есть режиссёр», – заключила она. И я поняла, что она права. И, как говорится, бросилась в омут с головой. Мне просто хочется, чтобы мои истории ожили.
Тётку бы сыграла
– Ты тот человек, который был и по ту сторону экрана. Снимаешься ли сейчас в кино? Это для тебя источник дохода или самореализация?
– В кино я последнее время не снимаюсь. Чтобы попасть в кадр, ты должен приглянуться кастинг-директору. А у них есть актёры, с которыми они работают постоянно. У меня нет такой крепкой дружбы с теми, кто в Ростове отвечает за подбор актёров. К тому же, я сейчас вошла в такой возраст, когда молодух играть уже поздно, а старух ещё рано. Вот в своём кино про своих реальных тёток я бы сыграла!
– Что тебе этот опыт даёт в жизни?
– Да ничего не даёт. Просто разнообразие. Правда, после сериала «Чики» меня стали узнавать продавцы в магазине.
– Как это ни печально, на сегодняшний момент будущего для кино в Ростове нет. Здесь нет производственной базы для кинопроизводства и нет поддержки от власти. Я бы сказала, что Ростов – не киношный город несмотря на наличие филиала ВГИКа. Джазовый, театральный, ресторанный – да. Но не киношный. У нас даже кинофестиваль Bridge of Arts («Бридж оф артс») не прижился. Большое кино – это большие деньги. А Ростов на кино тратиться не хочет. Поэтому все, кто желает делать большое кино, уезжают, а оставшиеся делают своё маленькое кино.
– Ты очень разносторонний человек – и журналист, и актриса, и сценарист, и в хоре поёшь. Так кто же такая Светлана Лукьянчикова? Почему она в Ростове, а не отправилась покорять Москву?
– Ага, и швец, и жнец, и на дуде игрец. Многое в моей жизни начиналось случайно – и журналистика, и театр, и кино, и даже пение в церковном хоре. Просто в какой-то момент я оказывалась там, где требовались какие-то мои возможности. В хоре я пою около 30 лет. Во-первых, чтобы не забыть ноты и то, чему я училась в консерватории, а во-вторых это для меня подработка. Сейчас жду, когда мои сценарии кому-нибудь понадобятся. Задел есть: в этом году вышел короткометражный фильм по моему сценарию «Как Лев Толстой», снятый профессиональной командой. Я им очень горжусь. Посмотрев его, я поняла: могу называть себя сценаристом. Вдвойне испытываю гордость, что сняли фильм в Ростове и ростовской командой. Так что, может, заблуждаюсь, и кино в донской столице всё-таки будет? Хорошо бы. Я люблю Ростов. И не люблю Москву. В Москве мне слишком многолюдно и серенько как-то.
Досье
Светлана Николаевна Лукьянчикова родилась в Магнитогорске. Окончила Новосибирскую консерваторию по специальности музыковед. В Ростов переехала в 1989 году. Снималась в фильме «Горько-2» и сериалах «Власик», «Челночницы», «Чики» и других.