Примерное время чтения: 7 минут
175

Защита от негодяя. Как противостоять финансовым жуликам и аферистам

Образ современного мошенника не такой романтичный, как во времена Ильфа и Петрова. Но методы аферистов не стареют, да и самые уязвимые для категории граждан всё те же…
Образ современного мошенника не такой романтичный, как во времена Ильфа и Петрова. Но методы аферистов не стареют, да и самые уязвимые для категории граждан всё те же… Кадр из фильма

Злоумышленники изобретают всё новые способы нечестного отъёма денег у населения. Действуют и лаской, и угрозами. В ход идут психология, искусственный интеллект и другие цифровые технологии.

Какие схемы используют аферисты? Как можно себя обезопасить? Какие новые меры защиты от действий кибермошенников разработаны и начнут действовать уже в этом году? Об этом rostov.aif.ru рассказал заместитель управляющего отделением Банка России по Ростовской области Алексей Делибоженков.

Кладите трубку без разговоров

— Алесей Владимирович, расскажите, пожалуйста, как часто дончане жалуются в Центробанк на действия финансовых мошенников? Растёт ли число таких жалоб или, наоборот, их становится меньше?

— Жители Ростовской области за последний год стали жаловаться на мошенников в 1,5 раза чаще. За 11 месяцев 2024 года Банк России получил от потребителей финансовых услуг региона 873 жалобы. Годом ранее за такой же период их было 586. Чаще всего жители Дона сообщали о применении к ним психологических методов воздействия (социальной инженерии) и фактах кибермошенничества. В прошлом году впервые поступили жалобы о потере доступа к онлайн-банкингу из-за взлома учётной записи на «Госуслугах».

— А как можно обезопасить свой аккаунт на портале «Госуслуги»?

— Используйте для входа в личный кабинет сложные пароли. Они должны включать заглавные буквы, цифры, символы.

 Подключите двухфакторную аутентификацию: тогда, помимо логина и пароля, авторизация подтверждается СМС, одноразовым кодом или биометрией. Установите контрольный вопрос: он усложнит доступ мошенников к вашей учётной записи при попытке взлома. Активируйте опцию уведомлений о входе в аккаунт — так вы сможете быстро отреагировать на подозрительные действия с учётной записью. 

И помните: служба поддержки «Госуслуг» никогда не запрашивает логины, пароли, коды доступа — такая информация нужна только злоумышленникам. Если вам позвонили и пугают взломом личного кабинета, сообщают о попытке оформить онлайн-кредит, просят передать коды доступа — это мошенники. Сразу же положите трубку, без разговоров. 

Сказано!
Бдительность – лучшая защита добропорядочных граждан от жуликов и аферистов.

Осторожно: бесплатный сыр

— В преддверии Нового года и в дни праздничных каникул наши читатели жаловались, что охотники за их деньгами особенно активизировались. Есть ли какие-то особые сценарии действий мошенников в праздничные дни? Если да, как им противостоять?

— Действительно, мошенники перед праздниками активизируются. Злоумышленники используют повышенный интерес потенциальных жертв к акциям и распродажам. Ведь людям надо столько всего купить: подарки, украшения, сувениры, билеты на театральное представление и многое другое. И при этом хочется сэкономить. Аферисты этим пользуются.

Например, устраивают фальшивые распродажи, копируя сайты онлайн-магазинов, подделывают сервисы по продаже билетов на детские утренники или в театр. Если ввести на таких ресурсах данные карты, они попадут к мошенникам, и вы вместо обещанной скидки потеряете деньги. Поэтому, прежде чем оформлять заказ, внимательно проверьте, точно ли это сайт нужного магазина. Убедитесь, что в адресной строке есть значок в виде закрытого замка — иначе соединение не защищено, и вводить данные карты на таком ресурсе опасно. Если совершаете покупки через приложение, скачивайте программы только с проверенных источников. И ещё один совет: для онлайн-покупок заведите отдельную карту или электронный кошелёк, пополняйте их на сумму заказа прямо перед оплатой. 

Ещё одна уловка мошенников — вам по электронной почте и в мессенджере приходит сообщение о призе или выигрыше в новогодней лотерее. Надо только перейти по ссылке и оплатить доставку «подарка». Либо для зачисления «выигрыша» требуется ввести на сайте полные данные карты и проверочный код от банка. Знайте: когда для получения награды нужно что-то оплатить, это признак мошенничества. Даже если вы очень надеетесь или верите, что вам улыбнулась удача, не стоит терять голову. Найдите официальные контакты организатора розыгрыша и уточните, действительно ли он проводит акцию. И запомните главное правило: не переходите по ссылкам от незнакомцев!

Как не испортить себе отдых

— Период отпусков ещё не скоро, но раннее бронирование отелей уже вовсю идёт. Расскажите, пожалуйста, о мошеннических сценариях с бронью гостиницы.

— Чем ближе время отпусков или каникул, тем сложнее бывает зарезервировать отель или коттедж. Мошенники не упускают шанса заработать на ажиотажном спросе: создают фальшивые страницы объектов для проживания с красивыми фото, поддельными отзывами и низкими ценами. Поэтому надёжнее выбрать гостиницу или апартаменты на известных сервисах бронирования жилья. Но и там нужно быть начеку. 

Злоумышленники могут взломать аккаунт отеля и попытаться выйти на связь с клиентами, чтобы обсудить детали заезда. При этом они стараются перевести общение, например, в мессенджеры — всё для того, чтобы обойти систему безопасности сервиса бронирования. Обманщики могут торопить: якобы осталось мало мест, поэтому требуется предоплата, чтобы не потерять бронь. В итоге люди переводят мошенникам деньги, а, когда приезжают на отдых, обнаруживают, что брони нет.

Или по указанному адресу вместо красивого коттеджа — заброшенная избушка. Так что, если думаете провести отпуск или отдохнуть с детьми в дни каникул вне дома, лучше всё планировать заранее. Если вы используете сервис бронирования, всю переписку, а также предоплату проводите только через его официальный сайт и не соглашайтесь обсуждать детали брони в почте и мессенджерах.

Кредит на паузе

— Какие нововведения в вопросе защиты от действий финансовых мошенников ждут наших жителей в наступившем году?

— С 1 марта 2025 года заработает механизм защиты от мошенников, которые набирают долги по чужим документам. Любой человек сможет настроить запрет банкам и микрофинансовым организациям на оформление кредитов и займов на его имя. Для «включения» механизма нужно будет зафиксировать специальный запрет в своей кредитной истории через портал «Госуслуги». А с 1 сентября процедура будет доступна ещё и через МФЦ.

При этом запрет можно установить по разным критериям. Например, по виду кредитора: банк или микрофинансовая организация. Или по способу обращения за кредитом или займом: в офисе и дистанционно или только дистанционно.

Банки и микрофинансовые организации перед выдачей потребительских кредитов и займов должны будут проверять, есть ли в кредитной истории заёмщика сведения о самозапрете. Если соответствующая отметка стоит, кредитор должен отказать в выдаче кредита. Если же, несмотря на запрет, деньги выдадут, то финансовая организация, оформившая кредит, не сможет требовать долг, например, если вы стали жертвой мошенников.

Когда человеку действительно понадобится кредит или заём, он сможет снять самозапрет в кредитной истории. Отмена запрета активируется через день. Такая пауза даст возможность ещё раз всё обдумать и решить, стоит ли брать кредит или нет. А если человек действует под давлением финансовых аферистов — будет время разобраться в происходящем.

Вообще регулятор активно участвует в законодательных инициативах, направленных на  329 ;повышение кибербезопасности. Так, с 25 июля прошлого 288 года в силу вступил закон, по которому банки обязаны приостанавливать на два дня переводы, если информация о получателе денег содержится в базе данных Банка России. В противном случае кредитной организации придётся вернуть клиенту деньги в течение 30 календарных дней.

АиФ факт
Злоумышленники изобретают всё новые способы нечестного отъёма денег у населения. А банки – новые методы защиты.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах