Жуткая Алёнка из Нововоронежа, скульптурная композиция в Новосибирске на Аллее друзей (её называют «новосибирские зомби») – далеко не полный перечень памятников, сделанных левой ногой и вызывающих ужас либо смех. Ростов-на-Дону не остался в стороне. Скульптурная композиция в центре города поражает качеством исполнения.
Без рук, без ног
В том году благоустроили пешеходную зону в южной столице между ул. Б. Садовой и ул. Социалистической. Городские власти заявили, что украшением сквера стала композиция «Перекрёсток времён Кировского района», она в миниатюре воссоздаёт значимые места. Бронзовые фигурки (миниатюры уже установленных памятников) так перекошены, что в них практически невозможно узнать Андрея Байкова (памятник главе Ростова установлен в парке Горького), «Дон-Батюшку» (скульптура на набережной), «Мать и дитя» (сквер 1 Мая) и т. д. У некоторых фигур отсутствуют ноги, руки, у кого-то на лице дырка. Здания напоминают плохо выполненную пародию с кривыми стенами. Интересен ход мыслей скульптора, поместившего силуэты лежащих людей у здания областного правительства. Выглядит жутковато.
Глядя на скульптурную композицию, вспоминается ещё один курьёзный случай. Горе-мастера, проводившие реставрацию исторического здания в Ростове, воспользовались дном пластиковой бутылки-полторашки, чтобы выдавить на фасаде нечто, предполагалось – цветы. В сквере на Садовой мастера пошли по этому же принципу: отделка малой архитектурной формы, видимо, производилась бабушкиной хрустальной вазой.
Тумба выполнена из сегментов гранитного слэба (тонкие пластины), которые в наших погодных условиях отвалятся в течение пяти лет. У нас эффективно использовать цельный гранит или полимербетон. По проекту предполагалась подсветка, но нет даже следов светового контура.
Дёшево и сердито
Руководитель скульптурной мастерской «Медный Голем» Андрей Дементьев рассказал, что в 2019 году в мастерскую обратились из районной администрации, попросили разработать композицию для сквера. Мастера, увлечённые тематикой старого города, предложили сделать это главным акцентом. Идея чиновникам понравилась, и эскиз «Перекрёсток времён» включили в проект. На круглой гранитной тумбе должен был помещаться концентрат архитектуры Ростова, изображения фасадов знаковых или уже исчезнувших зданий. Сотрудники мастерской сделали подробное описание композиции и по просьбе появившегося подрядчика отдали ему все документы.
«Подрядчик решил сэкономить и самостоятельно найти литейщиков. Мы как авторы оказались не нужны. Вместо заявленных персонажей и зданий теперь лишь искорёженные тени. Отлито всё самым быстрым и дешёвым способом: пузыри, беспорядочные не зачищенные сварочные швы», – говорит Андрей Дементьев.
По его словам, можно сослаться на видение автора, будто бы использовался художественный приём – обтекаемость. Но любой специалист скажет, что по литью идёт деформация, которая говорит о грубейшем нарушении технологии изготовления бронзового изделия.
Что хотел сказать автор. Странные скульптуры – от Ростова до Калуги
Что хотел сказать автор. Странные скульптуры – от Ростова до Калуги
Комментарий
Первый заместитель председателя Общественной палаты города Сергей Гайдук:
– Я видел проект в мастерской скульпторов до того, как его воплотили в реальность. Это был интересный арт-объект, его хотелось рассматривать, погружаясь в историю Ростова. Но то, что мы видим, вызывает возмущение! Я считаю, что подобный объект не должен находиться на улицах города. Ему место в кунсткамере, где собраны различные аномалии. И мы должны узнать имя автора этого бронзового безобразия: кто это сотворил, где он учился, какими работами может ещё похвастаться.