aif.ru counter
256

Тайна нехрустального черепа. О загадочных меотах расскажут в Ростове

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29. "АиФ на Дону" 17/07/2019 Сюжет Главные новости Ростовской области

Многие из наших читателей, наверное, помнят голливудский «Индиана Джонс и королевство хрустального черепа», весь сюжет которого вертится вокруг поисков этого загадочного предмета. Необычен этот череп не только из-за материала, из которого выполнен, но и из-за своей формы - он очень вытянут, напоминая голову ящерицы.

И можно было бы говорить о фантазиях режиссёров, если не знать, что некогда на территории Ростовской области проживал народ, археологические раскопки некрополей которого дают во множестве именно такие деформированные черепа. Выделяя себя из сонма других жителей степей, таинственные меоты удлиняли искусственным образом себе головы.

Кем они были, откуда пришли и почему юг нынешней Ростовской области в древности назывался Меотидой, рассказывает «АиФ-Ростов».

Кто такие меоты?

Меоты - это древний народ индоарийской группы, который обитал на берегах Азовского моря в так называемых Меотийских болотах в I тысячелетии до нашей эры.

Змееногая богиня
Змееногая богиня Фото: АиФ-Ростов

Именно от греческого «Меотида» и происходит название меоты, которые сами себя называли, наверное, по-другому. Меоты были представителями осёдлой северокавказской культуры, поэтому в отличие от своих соседей-кочевников сарматов этот народ в основном занимался земледелием и животноводством. Однако, каким образом в этих местах появился целый народ, это вопрос спорный, даже этниче­ская принадлежность данного племени остаётся загадкой для многих историков.

Одна из версий, что меоты - далёкие родственники (возможно, и предки) современных черкесских народов, таких как адыги или абхазы, в античное время распространившихся на север от Кавказских гор. Советские учёные считали, что это такой же ираноязычный народ, как сарматы или скифы, отличающийся от степняков в основном склонностью к осёдлому образу жизни.

Есть и более экзотические версии, например, Э.И. Эйхвальд в XIX веке писал, что меоты - это потомки различных колоний индусов с Чёрного моря. Есть и предположение, что какой-то определённой этнической принадлежности нет и это просто воины боспорского царя различного происхождения, которых переселили на эти территории для того, чтобы поддерживать государственную власть на берегах Азова и Танаиса.

Последняя версия, впрочем, маловероятна. Уж очень интересной и яркой была религиозная культура меотов, чтобы предположить её принадлежность сборищу разноплемённых воинов.

Древние жрецы

Племена меотов играли очень важную роль для всех жителей степей, так как будучи осёдлыми обитателями земель и носителями языческих культов они гораздо большее внимание, чем остальные племена, населявшие территорию нынешней Ростовской области, уделяли религиозному культу. Возможно, что меоты были своего рода народом жрецов для своих соседей. Тем более, что каждый мог выбрать себе бога по вкусу из предлагаемого обширного пантеона.


Естественно, богам приносились человеческие жертвы. Но не брезговали боги меотов и лошадьми. Например, меоты часто приносили в жертву сразу несколько коней (от двух до нескольких десятков), чтобы их живые кони не подвели во время битв. Иногда части тел лошадей выкладывались определённым образом по кругу или полукольцом вокруг жертвенника. Считается, что меотские боги не были столь похожи на людей, как их коллеги из Древней Греции или Рима. Среди богов, которым поклонялись меоты, существовало, например, чудовище, которые не было похоже ни на собаку, ни на волка, а напоминало, скорее, кровожадного оборотня. Есть у них и змееногая богиня, чей образ можно найти на различных украшениях и бляшках, найденных археологами. Впрочем, она же была и у скифов. Скорее всего, именно из-за таких особенностей культа меоты даже среди не самых мирных кочевников считались очень воинственным и кровожадным народом. И как знать, не стоят ли современные здания в Ростове-на-Дону на местах былых меотских жертвенников?

«Ящероголовые» люди

Одним из ярких ритуалов в повседневной жизни меотов было удлинение черепов. По всей видимости, с самого детства, пока череп ещё не сформировался, головы некоторых меотов (аристократов или жрецов) жёстко обматывались бинтами и постепенно деформировались. Возможно, такое практиковали не только меоты, но и другие степняки. Например, сарматы - племя, названное Геродотом «ящероголовыми», тоже обладали характерным вытянутым черепом.

В современном же мире некоторые африканские племена до сих пор либо вытягивают шею (у женщин - для красоты), либо изменяют форму головы каким-нибудь причудливым образом. Кстати, видимо, для меотов всё, что связано с головой, имело очень большое значение, так как даже во время погребения под голову покойного клали бронзовую или глиняную чашу.

Ответ на вопрос, куда же делись меоты, это, действительно, до сих пор неразгаданная тайна. Тем не менее, можно осторожно предположить вслед за историками, что меоты либо просто растворились в племенах Танаиса, таких как скифы и сарматы, либо были сметены с лица земли последующими нашествиями. Ответ сложен не только из-за маленького количества информации о меотах, но и из-за того, что многие находки, которые могли относиться к меотскому народу, чаще всего сразу относят к скифам и сарматам, путая их, так как жили эти народы, примерно, на одной территории.

Кобяково городище

Этот археологический памятник, который находится на правом берегу Дона и является границей между городами Ростовом-на-Дону и Аксаем, является прекрасным примером меотского городища, где проходила основная жизнь племени. Это городище является прямым или косвенным подтверждением теории историков о том, что кубанские племена меотов переселяются на нижне-донские земли по приказу боспорского царя. Интересно, кстати, что название городище получило не в честь его строителей, а по имени предводителя другого степного народа. Существует расхожее мнение, что на этом месте была некогда резиденция половецких ханов, и у одного из них - Кобяка находился в плену знаменитый князь Игорь, герой «Слова о полку Игореве».

Кобяково городище
Кобяково городище Фото: Из личного архива

Сейчас городище, скорее, известно как прекрасная смотровая площадка, откуда открываются виды на реку Дон, левый берег Дона и Аксайский автомобильный мост. Однако интересующиеся историей посетители всё же могут увидеть остатки древних сооружений и следы археологических раскопок.

Этих раскопов могло бы быть и больше, если бы некрополи меотов не располагались в самом центре нынешнего Ростова-на-Дону, и множество находок было сделано в последние годы при реконструкции городских улиц. Так, во время ремонта улицы Станиславского прямо на заднем дворе здания правительства Ростовской области были обнаружены скелеты с теми самыми вытянутыми черепами. Появились даже шутки о том, что столь затянувшийся ремонт этой улицы связан с местью меотов, недовольных тем, что их прах потревожили.

Где узнать больше?

Если вас заинтересовал этот таинственный народ, то вам необходимо посетить Ростовский областной музей краеведения. Здесь представлена богатая экспозиция о жизни меотов, находятся изображения змееногой богини и даже хранятся те самые вытянутые черепа.

Оставить комментарий (0)
Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество