Недавно в Ростовской области состоялись соревнования автомобилей с колёсной формулой 4х4. На старт вышли 17 экипажей, а до финиша добрались лишь 11. Проехав более 22 километров по бездорожью меньше чем за час (15 кругов по полтора километра), гонщики из разных городов показали зрителям высший пилотаж вождения машин в экстремальных условиях.
О том, кому пришла в голову идея менять асфальт на степь с буераками и ямы с водой, какие бывают виды гонок и в чём их особенности, кто разрабатывает маршруты и что нужно делать, чтобы победить в авторалли, «АиФ-Ростов» рассказали организаторы джип-спринта «От винта» 2016», участники внедорожного клуба «Корпорация монстров» из Волгодонска Роман Гунькин и Вячеслав Шарко.
Джип-спринт
Джип-спринт – это скоростные гонки участников по специально подготовленной замкнутой трассе. Чем сложнее трасса, тем больше трудностей на пути гонщиков. Непредвиденное может случиться в любую секунду, и тогда зрители становятся свидетелями настоящего внедорожного шоу с элементами невероятного драматизма.
Роман Гунькин, 32 года, техник-технолог общественного питания, повар четвертой категории, владелец ассенизаторской машины, на которой сейчас и работает.
Один из основателей клуба «Корпорация монстров».
Роман Гунькин: «Именно за острыми ощущениями, драйвом и адреналином едут участники на гонку. Чтобы оправдать их ожидания, организаторы устраивают на трассе спецучастки с оврагами и лужами, подъемами спусками – усложняют естественный ландшафт для разнообразия. В последний раз мы создавали искусственные препятствия несколько дней. Три трактора рыли ямы глубиной в полколеса, потом качали воду из ближайшего водоёма».
Вячеслав Шарко: «Все внедорожники движутся «по кольцу» одновременно. Поэтому ширина трассы 8-10 метров, чтобы сразу могли пройти две машины, а если они застряли, третья имела возможность их обогнать».
Что происходит в кабине во время гонок – не передать словами.
Роман Гунькин: «Перед стартом обычно невероятное напряжение, волнение и даже паника. Но вот – отмашка, включаешь передачу, бросаешь сцепление, и уже забываешь обо всём, кроме трассы. Только вперёд, только быстрее. На финише спина, конечно, мокрая, во рту сухо, а руки дрожат. И снова волнение: знаешь, что претендуешь на медаль, но не знаешь, какого она будет достоинства».
Самые крутые внедорожники 61-го региона | Фотогалерея
Самые крутые внедорожники 61-го региона | Фотогалерея
Вячеслав Шарко: «Организм бурлит, пот – градом летом и зимой. Салон машины и ты сам – в грязи. Но, как говорится, танки грязи не боятся. Удары головой о разные места никто не считает. И если водитель держится за руль, то штурман, порой, парит, как в невесомости».
Вячеслав Шарко, 31 год, инженер-конструктор предприятия по производству оборудования для АЭС.
Штурман внедорожника, многократный победитель гонок различных уровней.
Во время гонки, несмотря на препятствия, участники умудряются развивать скорость до 40-50 километров в час. Но скорость в джип-спринте – ещё не всё. За нарушения регламента – сбитая вешка, сход (заезд за линию трассы) экипаж получает штрафные очки и тогда ему пьедестала не видать.
Вячеслав Шарко: «Штурман – руки и ноги экипажа. В его обязанности входит максимально облегчить движение. Он откопает машину, протянет трос, проверит глубину лужи собственными ногами, занырнёт под капот и зацепит крюк.
Если машина застряла, бежит за якорем (специальное приспособление, а то и трактор или грузовик – прим ред.). Потом цепляется и сам себя вытягивает, при помощи электрической лебёдки».
Бывает, ломаются дворники, и тогда штурман – ещё и глаза внедорожника. По словам организаторов, на гонках в Романовской две машины гонялись без дворников, а одна из них умудрилась проехать маршрут за 24 минуты и занять третье место.
Кто-то побывал «в контакте» – столкнулся с соперником, помял капот, у кого-то вывалилась фара, кто-то навсегда потерял госномер своего автомобиля. А самая «везучая» машина «разулась» перед финишем.
Сказать, что в эти 30 минут гонки адреналин зашкаливает, а от грязищи, напряжения и контакта с машиной, выделывающей пируэты у гонщиков море драйва, - это ничего не сказать.
Гонка проходила в трёх категориях: «Стандарт», «Туризм» и «Спорт». Возраст участников – 18 плюс, как, впрочем и во всех соревнованиях внедорожников. Кстати, иногда в гонках участвуют и женщины.
Gps-ориентирование
Другой вид гонки – это gps-ориентирование. Экипажу выдают лист с координатами точек. Точки забиваются в навигатор. Выигрывает экипаж, который набрал, нашёл, доехал до большего количества точек, за определенное время.
Роман Гунькин: «Точка засчитывается, если выполнены определенные правила взятия точки и постановки кадра. Правила и постановку прописывают в регламенте. Зачастую требование – «рука-рука». Одна рука на номере автомобиля, а вторая на точке».
Организм бурлит, пот – градом летом и зимой. Салон машины и ты сам – в грязи. Но, как говорится, танки грязи не боятся. Удары головой о разные места никто не считает.
Вячеслав Шарко: «Организаторы изощряются, как могут: рисуют точки в тоннелях, устанавливают в болоте, запутывают экипаж всевозможными записями. А тут ещё навигатор подводит – выдает погрешность в расстоянии. Можно не только мимо «точки» проехать, но и вообще заблудиться».
На финише спина, конечно, мокрая, во рту сухо, а руки дрожат.
Гонка по легенде
Экипажу выдается маршрутная карта (или дорожная книга), в которой нарисованы ориентиры и расстояние до них. Проезжая, строго, по маршруту, экипаж «собирает точки». На каждой точке написана цифра, которая является частью координаты финиша. Штурман должен написать цифру, строго в свою ячейку (согласно схеме), иначе координата финиша будет не верной, и экипаж, не попадет на финиш.
Роман Гунькин (один из организаторов гонок и единственный, кто рисует карты и придумывает маршруты): «Гонка по легенде – азартное приключение, во время которого могут происходить невероятные истории: например, пропадает табличка с номером.
Бывает, не успею я её установить, как корова свалит. А в день соревнований сколько раз вешки пропадали! Поэтому ещё и дополнительные символы, «намёки» оставляю – стрелки, записки, вещички разные… Короче, нужно не только ехать, ориентироваться на местности, но ещё и думать».
Вячеслав Шарко: «Очень часто экипажи по-разному понимают ориентиры, не могут договориться, ссорятся, иной раз доходит, что пилот хочет высадить штурмана… Хорошего в этом мало: в 300-х километрах от города просто необходимо взаимопонимание. Конечно, в критическом случае – кончился бензин, авария или конфликт, есть телефон организатора, по которому экипаж может вызвать подмогу».
А что до легенды, то и само её создание происходит непросто: Роман Гунькин сочиняет её недели две. Сначала прокручивает в голове, потом изучает карты на Googlе, сам выезжает на местность, прокладывает маршрут (порой приходиться проезжать трасу 3-4 раза), расставляет таблички.
В последний раз участники гонок стартовали и финишировали в пяти километрах от Волгодонска, а «крутились» по маршруту внедорожного квеста в радиусе 30-40 километров.
Роман Гунькин: «Маршрут получился протяжённостью 218 километров, ограничение по времени – 4 часа. Кто не успел, тот опоздал. Главное - вернуться вовремя, с теми «точками», которые есть, и с фотографией, подтверждающей присутствие хотя бы на одной точке (взятие точки)».Очень часто экипажи по-разному понимают ориентиры, не могут договориться, ссорятся, иной раз доходит, что пилот хочет высадить штурмана…
В Ростовской области - порядка 20-ти клубов любителей внедорожного отдыха. И каждый из них мечтает, чтобы следующий этап чемпионата России прошёл на Дону.