Примерное время чтения: 7 минут
1055

Там, где кончается асфальт. Почему дороги Дона находятся в убитом состоянии

Чаще всего идёт не замена полотна, а ямочный ремонт. Иногда его хватает до первого ливня, после чего заплатку буквально смывает.
Чаще всего идёт не замена полотна, а ямочный ремонт. Иногда его хватает до первого ливня, после чего заплатку буквально смывает. пресс-служба ГИБДД

Дорожные работы в донском регионе идут постоянно. Но до идеала ещё очень далеко. Только чуть более половины дорог в Ростовской области отвечают нормативным требованиям. Хуже всего обстоят дела с асфальтом внутри дворов — иногда его попросту нет.

Почему дороги даже в столичном Ростове находятся в плачевном состоянии? На что чаще всего жалуются жители? Кто отвечает за ремонт дорожного полотна рядом с домом? Выяснял rostov.aif.ru.

Кубань утёрла нос дончанам

С дорогами на Дону как-то не складывается. В рейтинге по качеству дорожного покрытия регион на 32-м месте в стране. Нормам отвечают только 60% покрытий. Лучшие дороги в ЮФО в Краснодарском крае: Кубань по качеству дорожного полотна в тройке лидеров страны.

В администрации Ростова назвали причины плохих дорог в городе. Во-первых, виновата погода. Температура воздуха часто переходит через «ноль», что сказывается на дорожном покрытии. Во-вторых, возраст дорог: асфальт местами старый, а межремонтные сроки не всегда соблюдают. Ещё одна причина — асфальтобетонные смеси. Отечественные компании, мол, ещё «не до конца разработали нужную рецептуру присадок». Но эту проблему сейчас решают при содействии Минтранса.

«Где же берёт асфальт Краснодарский край? — задаётся вопросом ростовчанка Екатерина Ипатова. — Дорога там, как зеркало, и погода такая же. Я живу в Азовском районе и часто бываю в станице Староминской — граница между двумя нашими регионами ярко отличается».

А ещё асфальт в Ростове рушится из-за плохой ливнёвки, которой иногда нет вообще. Вода после дождей долго уходит и разрушает дороги. На их качество жалуются также жители Волгодонска, Шахт, Новошахтинска, Батайска, Кагальницкого, Красносулинского, Мясниковского и других районов.

Активнее всего дорожные работы на Дону вели перед ЧМ-2018. Но с момента чемпионата прошло уже шесть лет — гарантийный срок закончен. Дороги потихоньку приходят в упадок.

«Все дороги общего пользования у нас в стране — государственные. В том числе платные. Частных дорог не так много. Подсчитать их точное количество сложно из-за того, что в реестрах они значатся как земли разного назначения, — поясняет урбанист, кандидат экономических наук Иван Макаров. — Когда муниципалитет или регион плохо следят за состоянием дорог, они наносят вред всему государству. И, если бы за это следовало жёсткое и неотвратимое наказание, плохих дорог в России не осталось бы вовсе».

Ремонт до первого ливня

Но и работы работам рознь. Чаще всего идёт не замена полотна и тем более его основания, а ямочный ремонт. Иногда его хватает до первого ливня, после чего заплатку буквально смывает. Причины могут быть разными.

«Одна из них в том, что кладут летнюю асфальтобетонную смесь, рассчитанную на сухую погоду. При контакте с водой она теряет структуру и разрушается. Лучше класть всесезонный асфальт, он крепче и служит дольше. Но это дороже, а денег выделяют немного», — поясняет мастер дорожных работ Иван Щеглов.

По нормам, прежде чем положить асфальт, его проверяют по 10-ти параметрам. Контролирующих качество дорог организаций сегодня много. Это и прокуратура, и контрольно-счётная палата и финконтроль, президентская проверка, ОНФ и т. д. Проверяют всё: объекты, заказчиков и подрядчиков.

«Понятия „украли“ или „не доложили асфальта“ уже нет. Все, кто подписывает документы, прекрасно знают, что объекты будут тщательно проверять, и на подлог никто не пойдёт», — уверяют дорожники.

Конкуренция в отрасли серьёзная: на один участок торгов могут претендовать более десятка предприятий.

«Хотелось бы, чтобы до участия в торгах не допускали толпы фирм с никому не известными названиями, — поделился пожеланием директор одного из донских РСУ. — Будучи дилетантами в строительной сфере, они опускают цену заказа ниже всех разумных цифр. А затем, не располагая ни опытом, ни специалистами, ни техникой, либо выполняют заказ кое-как, либо вообще проваливают его. Страдают от этого в первую очередь люди, которые получают некачественное дорожное покрытие».

Дорожные работы в Ростовской области идут постоянно. Но до идеала региону ещё очень далеко.
Дорожные работы в Ростовской области идут постоянно. Но до идеала региону ещё очень далеко. Фото: АиФ-Ростов/ Андрей Трофимов

Пятьсот лет ожидания

Не только большие, но и маленькие дороги важны людям.

«Сделав шаг из подъезда, сразу попадаешь ногой в яму. По 2-й Краснодарской второй год ремонтируют теплотрассу. Когда дорогу перекрывали, поток машин пустили через дворы между домами по ул. 2-я Краснодарская, 143/1 и 143/2. Асфальт разбивали. Дыры теперь заделываем сами — подбираем куски асфальта и кладём в ямы», — рассказывают ростовчане.

На вопрос, когда будут восстанавливать асфальт внутри двора, в мэрии сначала ответили: до 29 октября 2023 года. Затем заявили, что всё уже восстановили! Хотя это было не так. Теперь отвечают, что эти работы в плане на 2025 год.

Жители дома по ул. Строителей, 10 в Волгодонске добились асфальта у дома через местного депутата. Когда он был ещё кандидатом, пообещал отремонтировать дорогу, если народ за него проголосует. Слово своё сдержал.

«Теперь все, кто идёт через наш двор, спрашивают: как вы добились, что вам дорогу сделали? Вот так и добились! Правда, мы ещё и на освещение договаривались, но его пока нет — во дворе темень», — делится опытом жительница дома Клавдия Петровна.

Кстати, надежда на хорошие дороги в будущем есть у всех. Проблема будет решена. Это предсказал Александр Пушкин, чьи пророчества сбывались уже не раз. Вот, в «Евгении Онегине» (гл. 7):

«Когда благому просвещенью

Отдвинем более границ,

Со временем (по расчисленью

Философических таблиц,

Лет чрез пятьсот) дороги, верно,

У нас изменятся безмерно».

В этом году роману исполняется 190 лет. Значит ситуация с дорогами исправится... лет через 300. Впрочем, в наших силах сделать всё возможное, чтобы это произошло уже завтра. В Краснодаре же смогли...

Инвестиция века
Крохотный гористый островок Ла Гомера в составе Канарского архипелага знаменит тем, что оттуда в 1502 году Христофор Колумб отправился искать морской путь в Индию, а открыл Америку. А ещё Ла Гомера известен Национальным парком Гарахонай, внесенным ЮНЕСКО в список Всемирного наследия. Правда, в список ЮНЕСКО парк внесли, а денег на его содержание давать не спешили. И вот в 2012 году предприимчивые канарцы устроили на островке пожар – сгорело 800 га леса. В тот год на Канарах вообще бушевали лесные пожары, поэтому пожар на Ла Гомера ни у кого удивления не вызвал. Версия поджога до сих пор одна из официальных, хоть она и не доказана. После такого бедствия ЮНЕСКО раскошелилось на кругленькую сумму. Что же сделали канарцы? На эти деньги построили на Ла Гомере качественные дороги. И если раньше добираться до нацпарка приходилось с риском для жизни по горному серпантину, то теперь это стало безопасно и комфортно. И туристы буквально хлынули на остров. Их число увеличилось в 15 раз и продолжает расти. Теперь на Ла Гомера с доходами всё в порядке. Ведь туристы – это деньги. Самое поразительное, что экскурсоводы с гордостью рассказывают эту историю. В том числе и про умышленный поджог... Вот бы и нам так! Не в смысле поджечь что-нибудь уникальное. А в том, чтобы понять: плохи дороги – плохи дела в экономике. И наоборот.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах