Примерное время чтения: 3 минуты
285

Специалист рассказала, как вузы распознают плагиат в курсовых и дипломах

Сюжет Наука и технологии. Южный федеральный университет
Предоставлено пресс-службой ЮФУ. / АиФ
Ростовская область, 31 мая - АиФ-Ростов.

На Дону в вузах все студенческие курсовые и дипломные работы проверяются на оригинальность через систему «Антиплагиат». Какой процент оригинальности предъявляется к тем или иным видам работ, а также может ли система распознать текст, написанный нейросетью, рассказала начальник отдела координации и продвижения издательской деятельности Южного федерального университета Елена Щетинина.

По её словам, рекомендуемые значения оригинальности текста в ЮФУ таковы: ВКР бакалавра — 40%, ВКР специалиста или магистра — 50%, ВКР аспиранта — 60%. Оригинальность кандидатских и докторских диссертаций должна составлять 80-85%, это определяют диссертационные советы.

«Результаты проверки через «Антиплагиат» носят предварительный характер, необходима экспертная оценка проверяющего. Окончательное решение, является ли обнаруженное совпадение заимствованием или корректной цитатой, принимает проверяющий. Кроме процента оригинальности, учитываются многие параметры: выделено ли дословное заимствование кавычками, есть ли ссылка на источник в тексте проверяемого документа, упомянут ли источник в списке литературы», — рассказывает специалист.

С этого года в системе Антиплагиат появился модуль «Детектор искусственных текстов». При проверке появляется надпись: «Подозрительный документ: в документе присутствует сгенерированный текст», указаны страницы, а текст выделен красным цветом.

Это связано с историей, когда студент написал выпускную квалификационную работу с помощью бота «ChatGPT».

К примеру, искусственный интеллект нередко «выдумывает» факты, даёт ссылки на несуществующие произведения в библиографическом списке и периодически повторяет в тексте то, что уже было. Дело в том, что даже самые современные и «умные» нейросети не понимают смысла того, что пишут, они механически воспроизводят структуру научной работы согласно алгоритму.

«При этом даже при обнаружении подозрительного текста, очень похожего на машинно-сгенерированный, невозможно доказать, что студент писал его не сам по формальным признакам. А только с помощью внимательного изучения работы», — подчеркнула Щетинина.

Она добавила, что руководство «Антиплагиата» советует вузам принять происходящее как новую реальность, нейросети плотно вошли в учебную деятельность студентов и запрещать их — не выход.

В учебных подразделениях вуза есть два алгоритма проверки на Антиплагиат. Первый способ — студент присылает на проверку работу, она загружается преподавателем в роли «эксперта» в систему «Антиплагиат», интерактивный отчет подвергается анализу — учитывается не только процент оригинальности — и по результатам принимается решение, при необходимости возвращается на доработку. Второй способ — преподаватель в своем кабинете создает курсы и задания для студентов, рассылает им приглашения, получает работы, загружает в систему, просматривает и редактирует отчет, добавляет документы в индекс (собственная Коллекция), загружает ВКР в ЭБСО.

Студент в этом случае через личный кабинет загружает работу по приглашению преподавателя, после проверки просматривает её результат: процент оригинальности, оценку и комментарий преподавателя и краткий отчет. Фиксируется автоматически количество проверок работы.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах