Донской губернатор Василий Голубев в конце мая обратился через Twitter к основателю американской компании Tesla Илону Маску, предложив построить завод по производству электромобилей в Ростовской области. Он сказал, что на Дону активно развиваются «зелёные» технологии, например, ветроэнергетика.
«АиФ-Ростов» выяснил, насколько готова инфраструктура региона к использованию электромобилей и как далеко на них можно уехать от Ростова.
Доехать до моря
В Управлении ГИБДД по Ростовской области нет отдельной статистики по количеству электромобилей в регионе. Однако по собственным подсчётам владельцев, в самой донской столице 150 электрокаров, большая часть – это Nissan Leaf, а не раскрученная Tesla. В основном, электромобили используют для поездок на работу, заряжая по ночам дома, как мобильный телефон.
Зарядка вообще – один из основных сдерживающих факторов развития для отрасли. К 2021 году этот вопрос должны были решить, в частности, большое количество зарядных станций обещали построить на трассе М-4 «Дон». Пока, согласно открытым данным, в области лишь 20 зарядных станций, семь из них находятся в Ростове. Причём почти все – просто розетки без инфраструктуры. Электромобили там могут заряжаться в зависимости от ёмкости батареи машины и мощности, которую способна выдавать розетка, от нескольких часов до почти суток. Быстрая зарядка лишь одна – в Волгодонске, на ней можно зарядить электрокар за 30–60 минут.
Владельцы электромобилей иногда вспоминают, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. В том же Волгодонске один из владельцев электромобиля предлагает устанавливать зарядки вскладчину. Сумма взноса будет использоваться как кредит для последующих зарядок.
Но для междугородных поездок, например, на Чёрное море, нужны зарядные станции на трассах.
«Они должны быть мощными, от 40 кВт и выше, либо модульными, с возможностью масштабирования, иначе неизбежно образование очередей в будущем, когда электромобилей станет больше. Последняя зарядка по трассе на юг находится в Батайске, но на ней можно зарядить только Tesla. Дальше около 110 километров надо ехать до станицы Октябрьской, но не каждая модель на это способна, – рассказал один из владельцев Nissan Leaf Андрей Квартник. – На дальность хода влияет стиль вождения, местность, масса людей и багажа, а также кондиционер и обогрев».
Последними двумя благами иногда приходится жертвовать в угоду дальности хода. Впрочем, на публичной карте владельцы электромобилей отмечают и свои дома, если они готовы предоставить свои розетки коллегам.
Кто успешнее?
Соседняя Кубань немного нас опережает: как рассказали «АиФ-Ростов» в министерстве ТЭК и ЖКХ Краснодарского края, в регионе работает более 30 зарядных станций, но быстрая из них лишь одна в Краснодаре. Всего в регионе насчитывается 566 электрокаров.
При этом в Европе, особенно в северных странах, и даже в соседней Украине с зарядками для электромобилей дела обстоят лучше. В итоге инфраструктура и льготы от государства поощряют выбирать экологичную машину: в одной только Норвегии в 2020 году было продано 141,4 тысячи машин, из которых 76,8 тысячи – электромобили.
Постепенно подтягиваются и западные производители: Audi собирается к 2025 году отказаться от производства машин на двигателях внутреннего сгорания, а BMW к 2030 году довести долю продаваемых машин с электроприводом до 50%.
На этом фоне Ростовская область пока выглядит не очень убедительно. Впрочем, ещё не поздно начать выбиваться в лидеры.
Комментарий власти
Первый заместитель министра промышленности и энергетики РО Вячеслав Тимченко
В настоящее время зарядные колонки (станции) для транспортных средств с электродвигателями имеются: на АГНКС в г. Гуково, ул. Колодезная, 115; на АГНКС в г. Новошахтинск, ул. Привольная, 21; зарядной станции в Таганроге на улице Фадеева. В мае состоялась рабочая встреча министра промышленности и энергетики РО Андрея Савельева и гендиректора ООО «Энел Икс Рус» Алексея Леонова – российского представительства компании Enel X, имеющей международный опыт работы в энергетической сфере и занимается развитием передовых технологических решений в области энергоэффективности. Компания выразила заинтересованность в реализации проектов в регионе, прорабатываются возможные варианты.