Благодаря неравнодушным горожанам уникальные мозаичные панно в подземных переходах обрели новую жизнь, исчезли торговые павильоны, закрывающие картины из плитки. Только на момент начала работы над «освобождением» ростовских мозаик общественники собрали более 1700 подписей против размещения ларьков. Какая же судьба теперь ждёт и панно, и сами переходы?
Активисты шли к цели
Несколько лет назад члены общественной организации «Городской патруль» обратили внимание на то, что мозаичные панно в подземных переходах в центре города перекрыты ларьками. Плиточные картины кропотливо создавались вручную около 10 лет.
«Мозаики могли бы стать туристической достопримечательностью, точкой притяжения гостей города. Но для этого необходимо было открыть панно, освободив подземный переход от торговых павильонов. Кроме того, нашей целью стало признание панно объектами культурного наследия. И в 2017 году мозаичные картины в переходе на углу пр. Будённовского и ул. Московской занесли в реестр объектов культурного наследия», – рассказывает руководитель общественного движения «Городской патруль» Елена Хатламаджиян.
Но перед этим активные горожане проделали колоссальную работу: собрали группу поддержки в соцсетях, создали петицию на сайте «Активный ростовчанин», написали десятки обращений депутатам, мэру, губернатору, в министерство культуры, прокуратуру, общественную палату РФ и даже президенту. Общественники смогли преодолеть бюрократические барьеры, и, как говорит Елена Хатламаджиян, борьба за мозаики стала прекрасной возможностью увидеть, сколько в Ростове неравнодушных людей. Тех, кто ратует за сохранение исторического центра южной столицы.
В 2018 году подписали акт технического состояния перехода на пр. Будённовском/ ул. Московской. Состояние архитектурно-конструктивных элементов нашли удовлетворительным, износ стен, перекрытий и лестниц от 5% до 30%.
«Переходом нужно заниматься. Документацию по сохранению объекта должны были выполнить до 1 декабря 2019 года, а работы по сохранению закончить в декабре 2020-го. Сроки прошли. Проволочки были из-за пандемии. В этом году все подземные галереи очищены от павильонов. Мы опять обратились в городскую администрацию, чтобы уточнить дальнейшую судьбу переходов», – говорит ростовская общественница Ольга Головина.
Кстати, она рассказала, что активистам написали из Московского художественного института им. В. И. Сурикова: преподаватели и студенты хотят принять участие в реставрации мозаик.
Дети, казаки и индейцы. Открытые мозаики в подземных переходах Ростова
Дети, казаки и индейцы. Открытые мозаики в подземных переходах Ростова
Шпаргалки в витринах
Судьбу переходов, уже освобождённых от ларьков, решали на общественных обсуждениях архитекторы и активные горожане. Делились идеями, как можно было бы использовать подземные галереи.
Общественные обсуждения – новый формат, необходимый для людей, которые участвуют в процессе создания комфортной среды вокруг себя. На обсуждении присутствовали арендаторы торговых павильонов и те, кто ратовал за очистку галерей от ларьков. Мнения были разные. В итоге большинство высказались за то, что переходы создавались как инженерные сооружения для перемещения под землёй пешеходов, а не для торговли.
Прозвучала креативная идея – использовать освободившееся в переходах место под арт-пространства.
«В городе острая нехватка выставочных и музейных пространств. Можно было бы организовать сменную экспозицию в подземных галереях. Темы панно в переходе на пр. Ворошиловском – школьные годы. Здесь можно разместить витражи с экспозициями шпаргалок, «медведей», «бомбочек». В переходах могли бы выставляться представители ростовского андеграунда, экспозиции работ художников. У Центрального рынка была бы уместна экспозиция, посвящённая сельскому хозяйству. Композиции из колосьев, наши достижения. Выставки должны постоянно меняться, перекликаться с картинами на стенах перехода, но в то же время отражать грани современной действительности», – такое мнение высказал архитектор-дизайнер, профессор Академии архитектуры Вячеслав Козлов.
Эту позицию разделяет и начальник отдела дизайна городской среды департамента архитектуры и градостроительства Ростова Алексей Трошин: «Историческая значимость панно в переходах не подвергается сомнению, но в подземном переходе люди не должны останавливаться, чтобы не создавать препятствие движению. Если говорить о развитии арт-пространства, то необязательно это делать в центральных переходах с напряжённым трафиком. Несколько лет назад в переходе на пр. Шолохова мы уже размещали выставку панно, посвящённых Великой Отечественной войне. Выставки граффити и творчества нашей молодёжи можно было бы размещать в переходах менее загруженных, не в исторической части города. А центральные переходы с мозаикой – это уже сами по себе интересные объекты».
Ларьки не вернутся
С тем, что нам не хватает арт-пространств и музеев, не согласен председатель комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области Иван Грунский. По его словам, у нас 15 региональных и один федеральный музей, не считая огромного количества муниципальных и ведомственных.
«Каждый должен заниматься своим делом. Лучше чем музейные работники показать красоту и рассказать об истории донского края не сможет никто. Но переходы не для этого: это, прежде всего, безопасность. Экспозиции стоят денег, кто будет отвечать за безопасность тех, кто идёт по переходу? За сами экспонаты?» – задаёт риторический вопрос Иван Владимирович.
Два перехода уже находятся в едином государственном реестре (Будённовский/Московская и Кировский/Б. Садовая), выявленные объекты культурного наследия – переходы на пр. Будённовском/Б. Садовой и пр. Ворошиловском/Б. Садовой. Все сооружения нуждаются в серьёзной реставрации. В ней могут принять участие многие донские лицензированные организации, в том числе и специалисты института им. В. И. Сурикова.
«Вопрос в том, сколько средств будет выделено, на какие виды деятельности? Сначала нужны соответствующие исследования конструкций и обследование грунтов. Мы готовы оказывать содействие в приведении переходов в порядок, сейчас плотно взаимодействуем в этом направлении с городской администрацией (собственниками переходов). Уже готова смета на разработку проектной документации. Мы также активно сотрудничаем по этим вопросам с обществом «Мой фасад» и «Городским патрулём», благодаря активным горожанам сделано уже очень много», – рассказал председатель областного комитета по охране объектов культурного наследия.
Говорить о том, чтобы разместить на освободившейся от ларьков площади переходов какие-то выставки, тоже не приходится. По словам Ивана Грунского, подземные галереи – городское имущество, в них нельзя размещать никакие объекты. Если будет организована выставка, то при условии, что балансодержатель принимает это имущество. Любой арт-объект – товарно-материальная ценность, за её сохранность кто-то должен взять ответственность. И охранять это должен собственник, которым является город.
Кстати, ларьки в подземку не вернутся. В тех переходах, которые уже стали объектами культурного наследия, делать ничего нельзя, кроме как поддерживать их состояние, сохранять и реставрировать. Вносить изменения в конфигурацию этих помещений законом (73 ФЗ «Об объектах культурного наследия») запрещено. Возможна лоточная торговля, но это на усмотрение муниципалитета.
Заместитель главы администрации города по транспорту и дорожному хозяйству Дмитрий Симков пообещал, что на заседании думы в августе планируется обсудить выделение средств на оценку состояния главных подземных переходов города, чтобы понять, сколько нужно денег для приведения их в порядок.
Комментарий
Первый заместитель председателя Общественной палаты города Ростова Сергей Гайдук:
– Преимущество переходов, очищенных от всякого рода конструкций, очевидно. Сейчас передвигаться в галереях стало удобнее, достаточно воздуха и пространства. Мозаичные панно – произведения искусства, сами переходы значимы для города, поэтому большинство активистов на общественных обсуждениях высказались о том, что никаких дополнительных временных сооружений здесь быть не должно. Мы должны жить в комфортной среде, где переходы – для пешеходов, тротуары для прохожих, а не для самокатов или велосипедистов.
Комментарий власти
Директор департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения города Денис Водопьянов:
– На сайте администрации размещён доклад по нереализованной «дорожной карте» за 2019–2020 годы. Помимо пандемии исполнить обязательства в полной мере помешала ситуация с балансодержателем этих переходов, а именно с муниципальным специализированным предприятием, которое как раз в этот момент вошло в процедуру банкротства. Поэтому всё имущество оказалось в конкурсной массе. Администрация путём подачи исковых заявлений эту проблему разрешила. Есть решение суда, вступившее в силу, эти объекты изъяты из конкурсной массы. И на исполнение решения суда у сторон есть месяц-полтора, мы ускоряем процесс, чтобы у администрации появились полномочия на расходование денежных средств для подготовки проектной документации на выполнение работ. В следующем году с учётом сроков проведения всех экспертиз мы планируем в середине 2022 года иметь основания для выполнения работ по реконструкции и сохранению объектов культурного наследия