Примерное время чтения: 5 минут
3014

Картины подземелья. В Ростове открыли все мозаики в центральных переходах

В 1970-х годах семь мастеров создавали эти панно вручную
В 1970-х годах семь мастеров создавали эти панно вручную / Михаил Кругликов / АиФ-Ростов

Играющие дети, удалые казаки, счастливые туристы на природе. Невиданные картины предстали взору молодых ростовчан в центральных переходах города. Мозаичные панно были закрыты ларьками в подземках на проспектах Будённовском и Ворошиловском, а также у Центрального рынка с 90-х годов прошлого века. И вот по решению Арбитражного суда Ростовской области все ларьки убрали.  

Достопримечательность под землёй

Мозаичные панно в подземных переходах несколько лет назад назвали одними из самых популярных мест для туристов, к ним гиды даже водили экскурсии. С середины 1990-х годов часть из них была спрятана от глаз, поскольку их закрыли ларьками, где бойко торговали сумками, трусами, сувенирами и продуктами.

В апреле 2021 года наконец, благодаря решению суда, открылись три мозаики, более двух десятилетий скрытые от глаз общественности. В торцах переходов на Будённовском и Ворошиловском проспектах были «Азовские походы Петра I» и «Пионерское лето» соответственно, а у Центрального рынка на мозаике показан отдых туристов на Дону.

За открытие панно ратовали общественники, но некоторые горожане называли мозаику в переходах «чехословацкой плиткой» и отказывали ей в художественной ценности. На самом деле работа по созданию мозаик была весьма кропотливой: во второй половине 1970-х годов бригада из семи мастеров под руководством Юрия Лабинцева вручную создавала керамические картины из чешской плитки. Процесс создания «картин» в каждом из переходов занимал около года.

Архитектор Салават Самокаев – единственный оставшийся в живых из участников тех событий. В 1978 году он во время обучения в архитектурном институте проходил практику, рисуя для Лабинцева эскизы и наброски.

«У него была масса эскизов и до меня, что-то ему рисовали, что-то он брал из журналов и сам всё компилировал, переносил на кальку. Дальше детали оттачивали, а Лабинцев сам выкладывал всё на стенах, не доверяя это никому. Он был настоящий народный художник, делал интуитивно в византийском стиле», - рассказал Самокаев.

Салават Самакаев проходил практику в бригаде Лабинцева, которая делала мозаики в переходах.
Салават Самакаев проходил практику в бригаде Лабинцева, которая делала мозаики в переходах. Фото: АиФ-Ростов/ Михаил Кругликов

По его словам, основную роль в признании переходов с мозаичными панно объектами культурного наследия сыграли министерство культуры региона, комитет по охране объектов культурного наследия и ведущий инженер-исследователь отдела архитектурного и исторического наследия ГАУ «Донское наследие» Александр Харченко. Последнему по цепочке и был передан запрос общественников. Он поднял архивы «Мостотряда №10», где трудился Юрий Лабинцев, сделал запрос в федеральный минкульт и оформил документы, которые теперь защищают переходы.

Ларьки или новая мозаика?

Мозаичные панно после стольких лет за ларьками нуждаются в реконструкции. В 2016 году подземный переход на проспекте Ворошиловском был отремонтирован, при этом изначальная задумка цветовых переходов была утеряна. Вместо византийского стиля был навязан скандинавский.

«Не хотелось бы, чтобы при работах в остальных переходах получилось такое же вторжение, - подчёркивает Салават Самакаев. - Важно сохранить главный принцип реставрации – аутентичность декора и материала. Пусть плитка будет новая, но такая же».

Таким образом, в идеале в «испорченном» переходе при последующем ремонте можно поставить вопрос о возвращении первоначального облика. Кроме того, не исключено, что ларьки и вовсе вернут в переход, хотя власти пообещали, что мозаики они закрывать уже не будут.

«Компромиссным вариантом была бы установка павильонов на расстоянии, - считает архитектор. - Очень важен элемент пространства, возможности пересечения, а не навязанного жёсткого коридора. Ведь когда переходы проектировали, при расчёте ширины учитывали проходимость, возможность какого-то ЧП. Но в идеале нужно вернуться к первоначальному проекту без ларьков».

Салават Самакаев считает, что в восточных торцах переходов на Ворошиловском и Будённовском, где стены пустуют, можно было бы сделать новые мозаики.

«Я помню старые технологии и мог бы помочь с работами, но пока не зовут», - с сожалением говорит он.

Туристический запрос на уникальные мозаичные панно Ростова есть. И городу сейчас важно не испортить окончательно столько лет бывшую в забвении достопримечательность.

Комментарий власти

Глава администрации Ростова-на-Дону Алексей Логвиненко:

«Для гостей города эти полотна - одна из изюминок Ростова. Других беспокоит, вернется ли торговля в подземные переходы. Считаю, что этот вопрос о должны решить сами жители города. В ближайшее время мы вынесем его на общественные слушания. Но даже если часть ларьков и вернется, то только после согласования с областным комитетом по охране объектов культурного наследия.
Сегодня в Ростове достаточно площадок, где малый бизнес может чувствовать себя комфортно. А наша задача – сохранить мозаичные панно для будущих поколений. В этом году планируем выделить средства на подготовку проекта для их реставрации. Важно также найти хороших специалистов - силами обычных подрядчиков отреставрировать мозаику не получится».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах