В последнюю неделю года все подводят итоги: политические, экономические, социальные, личные. Если более или менее ясно, как дело обстоит с хлебом, то вопрос зрелищ в связи с медленно ослабевающими коронавирусными ограничениями остаётся всё ещё актуальным.
Каким был театральный 2021 год, «АиФ-Ростов» узнал у заслуженного артиста и деятеля искусств Российской Федерации, художественного руководителя Таганрогского ордена «Знак почёта» театра им. А. П. Чехова Сергея Герта. А по ходу пьесы выяснил, чем пахнет Таганрогский театр и как получить главную роль через 15 минут после знакомства с режиссёром.
Зал наполовину полон
Ульяна Алфеева, «АиФ-Ростов»: Сергей Давыдович, 2020 год для театров был особенно тяжёлым – несколько месяцев они не работали. Весь нынешний тоже прошёл под знаком коронавирусных ограничений. Каким этот год стал для Таганрогского театра?
Сергей Герт: Человек, наверное, привыкает ко всему, а уж артист, тем более. Мы научились жить и творить – и очень даже неплохо и в нынешней ситуации. К тому же, по сравнению с предыдущим этот год можно назвать более продуктивным с точки зрения творчества. Самое главное – мы получили возможность работать. Играли, выкладываясь на все сто, и при 30, и при 40%-й загрузке (это неимоверно мало!), каким-то чудом пара спектаклей прошла при заполненном на три четверти зале. Сейчас завершаем год с наполовину полным – это звучит оптимистичнее, чем полупустым – залом. И даже из этой ситуации мы смогли извлечь небольшую пользу. Это касается работы со зрителями. Сейчас, конечно, не все желающие могут в любой момент попасть на спектакли в чеховский театр, и это приучило нашего любимого таганрогского зрителя и гостей из других городов заранее приобретать билеты. Могу сказать, что уже сейчас все билеты на наши новогодние представления, которые пройдут со 2 по 9 января, разобраны. С одной стороны, это звучит очень оптимистично, но с другой – обидно, что большое количество зрителей, к сожалению, к нам не попадут.
И ещё один важный момент, вся эта ситуация с пандемией очень наглядно продемонстрировала, что наш театр нужен, что он востребован. Даже в такое нестабильное время люди хотят к нам попасть. Это очень радует и стимулирует и в творчестве, и в работе в целом.
– Насколько я знаю, в конце января в вашем театре традиционно с неизменным успехом проходит чеховская декада. У современного зрителя не пропал интерес к Чехову?
– Я вам так скажу: к Чехову интерес не то что не пропадает, Чехов сейчас даже стал модным в молодёжной среде. Очень часто молодой и даже юный зритель выходит после чеховского спектакля и говорит: «Это было круто!» И для нас это высшая похвала! И подтверждение, что Чехов актуален, что он не может быть непонятым. И ведь мы же не адаптируем Чехова под современность. Все наши чеховские постановки идут в достаточно классической интерпретации. Конечно, всё зависит от того, как поставлено, как сыграно. Ведь нет ничего страшнее скучного спектакля, по моему глубокому убеждению. Так вот, за нескучным Чеховым добро пожаловать в Таганрогский театр!
– И как вам это удается? Наверное, дело в том, что это чеховский театр?
– Я не знаю, в чем секрет, может быть, действительно в том, что сцена чеховская, что театр носит его имя, что Таганрог – это родина Чехова. Но я вам точно скажу, что у нас есть какая-то уникальная аура и в театре, и в зале. Это не только наши артисты отмечают, и приезжие коллективы всегда говорят о том, что Чехова на нашей сцене играть как-то особенно… трепетно что ли? Особенно волнительно? Словом, какая-то магия в нашем зале творится во время этих спектаклей.
– В одном из романов Александры Марининой иногда речь велась от имени самого театра. Говорят, что у театра есть душа. Какая душа у чеховского? Какой он?
– У нас сейчас на фасаде здания висит баннер: «Чеховский театр – легендарный, современный, любимый». Пожалуй, эти три слова и характеризуют наш театр. Он, действительно, легендарный, в 2022 году ему исполняется 195 лет, а театральному зданию – 155 лет! А современный – это театр, куда идёт зритель, тот театр, который работает почти ежедневно. И он любимый, безусловно. Как писал Антон Павлович: «Я рад за Таганрог, там любят театр и понимают». И эти его слова мы с чистой совестью можем сегодня повторить: Таганрог любит театр. И чувствует его душу с порога. Зрители говорят об особом запахе чеховского театра. Говорят – я сам слышал такие реплики зрителей, что здесь пахнет домом, пахнет тайной, пахнет чудом.
Счастливый актёрский билет
– И в этом году, несмотря на пандемию, чеховскому театру удалось даже уехать на гастроли…
– Да, мы всё-таки осуществили две гастрольные поездки. Это летние гастроли в Новороссийском городском театре, мы были там с детскими и взрослыми спектаклями. А в октябре 2021 года ездили в замечательный театральный город в Тамбовской области – Мичуринск. С мичуринским театром мы совершили одновременный обмен: они приехали к нам, а мы отправились к ним.
Этот год был плодотворным, у нас три премьеры, которые публика приняла с восторгом: «Странные люди» по произведениям Леонида Андреева, необычная постановка «Пер Гюнт» по одноимённому произведению Генрика Ибсена. И французская комедия «Будьте здоровы».
– Мне всегда было интересно, каково это – управлять коллективом, сплошь состоящим из творческих, эмоциональных личностей? Как удаётся распределять роли? Каждый, наверное, хочет главную! Если обидятся – уходят, хлопая дверью?
– Мне проще, потому что я сам не только худрук, но и активно играющий актёр, так сказать, играющий тренер. Замечания и рекомендации от меня воспринимаются без обид, скорее, как от старшего коллеги. Что касается уходов и приходов, в театральной среде это дело обычное. Каждый актёр, как мы говорим, ищет свой театр, и каждый театр – своих актёров. Но наш театр пользуется доброй славой: ежегодно мы получаем массу резюме – как от выпускников театральных вузов, так и от артистов среднего и даже старшего возраста. Кстати, в «Пер Гюнте» главную роль получил вчерашний выпускник, этим летом пришедший к нам 28-летний актёр Максим Ушмаев. Причём, мы с ним пообщались, через 15 минут он отправился на репетицию, где его утвердили на главную роль.
– Вот это да. Как же можно умудриться так понравиться режиссёру, чтобы с порога дали главную роль?
– Мы называем это «счастливый актёрский билет». Режиссёр увидела тот типаж, который искала для этой роли, сработала интуиция.
Отсыпьте блага!
– Раз уж речь зашла о ролях, задам самый, наверное, популярный вопрос, есть ли у вас роль мечты, которую вы ещё не сыграли, но очень хотите однажды воплотить на сцене?
– Вы знаете, я, наверное, очень счастливый в своей профессии человек, я очень много играл и играю сейчас, совмещаю с руководством театром. Поэтому я осуществил, наверное, все свои мечты. Ещё часто спрашивают: какая роль у вас самая любимая? А каждая новая роль – любимая. Для артиста это часть жизни. И даже если вдруг роль «против шерсти», нужно её полюбить. Потому что самая любимая роль – та, над которой ты работаешь сейчас.
– Таганрог сегодня пользуется невиданным вниманием: ему на федеральном уровне усиленно возвращают былую славу города-курорта. Вы за последний год заметили, что среди ваших зрителей стало больше туристов? Или может быть внимания театру стало больше? Ведь чеховский театр – одна из главных достопримечательностей Таганрога.
– Наш театр никогда не был обделён вниманием приезжих зрителей. Но если раньше на наши спектакли в основном приезжали гости из областных городов, то сейчас всё больше туристических групп из Москвы и Санкт-Петербурга. Примерно три десятка человек приезжают к нам несколько раз в месяц. Что касается внимания властей к театру, скажем так: мы сейчас – в ожидании чуда. Может быть, не только инфраструктуру города приведут в порядок. Может быть, на волне такого пристального внимания к Таганрогу и наш один из старейших на юге России театр получит толику того блага, которым сейчас осыпают родину Чехова. Через пять лет театр отметит своё двухсотлетие. И у меня есть мечта, чтобы чеховский театр встретил юбилей достойно – как значимая точка на карте России.
Кстати
Ещё при жизни Антона Чехова на таганрогской сцене были поставлены все его произведения, начиная с водевиля «Медведь», показанного в 1890 году, и заканчивая пьесой «Вишнёвый сад», привезённой в Таганрог ростовской труппой в 1904-м – в год смерти писателя. В 1944 году театру было присвоено имя А. П. Чехова.