Примерное время чтения: 10 минут
1070

Гонки для сильных мужчин. Как ралли испытывают на прочность машины и людей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. "АиФ на Дону" 29/11/2017
Григорий Телелейко: на гонке еду, используя 70% своих возможностей, чтобы в случае непредвиденной ситуации был запас времени её исправить.
Григорий Телелейко: на гонке еду, используя 70% своих возможностей, чтобы в случае непредвиденной ситуации был запас времени её исправить. / Григорий Телелейко / Из личного архива

Скорость авто, почти летящего по степной дороге, 200 километров в час. Резкий вираж. Скрип шин. Трамплин. И машина взмывает в воздух. Брод - вода захлёстывает лобовое стекло. Любая ошибка экипажа в пилотировании или в навигации опасна.

«АиФ- на Дону» поговорили с профессиональным автогонщиком, мастером спорта, неоднократным призёром и победителем различных этапов чемпионата России по ралли-рейдам Григорием Телелейко.

Скорость и лопата

Юлия Морозова, «АиФ на Дону»: Про автоспорт знают многие, но вот его дисциплины известны не всем. Вы приняли участие в классическом ралли, когда вам исполнилось 17 лет. Позже стали заниматься ралли-рейдами. А в чём их отличие?

Григорий Телелейко: Раньше весь автоспорт начинался с ДОСААФ, в каждом - как минимум одна спортивная машина, специально подготовленная для гонок, были организованы свои команды. Мы занимались классическим ралли.

Вот в чём его суть: небольшие, закрытые для постороннего движения, скоростные участки до 30 км, между ними нужно двигаться по дорогам общего пользования, соблюдая Правила дорожного движения. Экипаж заранее проезжает два раза по маршруту и записывает стенограмму: где какой поворот и спуск. Это очень помогает в гонках, которые обычно занимают один-два дня.

В ралли-рейдах всё по-другому: штурману и пилоту не известны детали маршрута, по которому предстоит ехать. Лишь перед стартом им вручают так называемую «дорожную книгу», в ней отмечены контрольные пункты, основные ориентиры и препятствия, которые встретятся на пути. Общая дистанция может быть до 10000 километров, соревнования иногда длятся 14 дней.

Григорий Телелейко
Григорий Телелейко во время гонки. Фото: Из личного архива/ Григорий Телелейко

Когда я поехал первый раз на ралли-рейды, то сначала вообще не понял, что это такое. Привык к динамичной гонке: старт, быстрый финиш, и везде судьи. А тут едешь по пустыне 300 километров, ни судей, ни техобслуживания, да ещё и не уверен, что правильный курс держишь.

Но потом оказалось, что это гораздо интереснее: скоростные участки по 200 и более километров, поэтому получаешь настоящее удовольствие от гонок. А вообще, подготовленность экипажей лучше проявляется в более длинных соревнованиях.

- Есть ещё трофи-рейды, они очень отличаются от ралли?

- Это самый медленный вид соревнований, относящихся к автомобильному спорту. Участники могут проходить 2-3 километра бездорожья целый день. Скорость для них не главное. Я как-то ехал на свою тренировку на авто с лебёдкой. Вижу, посреди реки «сидит» УАЗик-«таблетка». Второй его пытается вытянуть, но тоже уже увяз. Рядом четверо парней с лопатами. Я остановился, кричу им: «Вас вытащить или копать будете?», те в ответ: «Копать будем!»

Инфографика
Инфографика: АиФ-Ростов/ Наталья Лысенко

Дорогой спорт

- А какие автомобили могут участвовать в ралли-рейдах?

- Есть несколько классов. Например, продакшн - это стандартные внедорожники, подготовленные для ралли-рейдов. В них сохранены основные базовые агрегаты серийного авто за исключением каркаса безопасности: двигатель, кузов. Но запрещено, допустим, в Mitsubishi устанавливать двигатель от Lamborghini.

А вот в классе супер продакшн разрешено всё, хоть с нуля делай авто и двигатель. Этот класс на голову выше. Нормы стандартной машины, даже очень сильно усовершенствованной, не позволяют ехать так, как на авто, сделанном специально под гонки. В 1999 году на «Дакаре» запретили класс супер продакшн: у этих экипажей скорости были сумасшедшие, много аварий. К тому же хотели остановить «гонку вооружений», где важным становилось уже не умение пилота, а «навороты» железного коня.

В тот год некоторые заводы выпустили небольшие партии авто, глубоко модернизированных для ралли-рейдов. Например, с конвейера Mitsubishi сошли 15 тысяч машин серии Pajero Evolution, которые мигом разошлись среди профессиональных гонщиков. Один из них купил и я. Ездил на нём несколько лет. Кстати, в 2000 году класс супер продакшн вернули в ралли-рейды, потому что это было выгодно командам от крупных автопроизводителей.

Эмоциям не место

- Это очень дорогой спорт и не каждому он по карману. Но тем не менее автоспорт очень популярен. Всё дело в адреналине?

- Пожалуй, нет. Эмоции только мешают. Есть волнение и выброс адреналина на старте, но, как только нажимаю на газ, сразу становлюсь очень спокойным, сосредоточенным. На гонке еду, используя 70% своих возможностей, чтобы в случае непредвиденной ситуации был запас времени её исправить, например, вылетаешь из-за поворота, а там камень. Если едешь на 100% возможностей или, как мы говорим, «на ушах», то, скорее всего в него врежешься.

Часто вижу, как те, кто шли на предельной скорости, стоят поломанные, либо в кювете. Со мной как-то произошёл такой случай, ехали в Коломне лидерами чемпионата России. Заблудились, пока снова вернулись на дорогу, ливень. Я решил, во что бы то ни стало, нагнать потерянное время, и пошёл на максимальной скорости. Впереди – брод. В «дорожной книге» сказано, что его глубина полметра, ехать строго по правой стороне. Там посередине стоит заглохшая машина, а справа - медленный экипаж пытается очень аккуратно проехать.

От того, насколько точно штурман усвоил язык «дорожной книги», зависит, не уедет ли машина куда-нибудь в болото, и сможет ли экипаж вообще финишировать. Фото: Из личного архива/ Григорий Телелейко

Я в пылу борьбы решил проскочить между ними, но оказалось, что в том месте глубина больше метра, нас накрыло волной. Кое-как поехали дальше, а через 15 километров под капотом «затроило», и мы заглохли. Вот так эмоции помешали мне выиграть чемпионат.

- На ралли без штурмана не обойтись. А в чём заключается его роль?

- От того, насколько точно штурман усвоил язык «дорожной книги», зависит, не уедет ли машина куда-нибудь в болото, и сможет ли экипаж вообще финишировать. Для написания «дорожной книги» используются международные символы. В рейдах штурман ещё контролирует время прибытия на старт, за опоздание на одну минуту дают штрафных 10 секунд. За раннее прибытие тоже штраф – 60 секунд. Потом всё это складывается в минуты, которые в гонке не всегда отыграешь.

Часто случается так, что экипаж потерял верное направление и заблудился. На крупных ралли в пустыне все авто оснащены аварийным маяком. Он заблокирован, но если ты нажмёшь кнопку, то система GPS поможет определить координаты и добраться до финиша. С помощью маяка можно также вызвать вертолёт. Но это – сход с дистанции.

- А обязан ли остановиться экипаж, если увидел повреждённую машину другого участника соревнований?

- У каждого экипажа есть специальные значки, на которых написано либо «SOS», либо «ОК». Если табличка на машине оповещает, что всё нормально, мы проезжаем мимо, если же там призыв о помощи, то все обязаны остановиться. Потом это время вычтут из результата. Как-то мы ехали лидерами в своём классе, но зацепили бруствер, и машину утащило в кювет. Я с тросом вышел на трассу, но пять экипажей проехали мимо. Сам всегда в таких ситуациях старался помочь вытащить или поставить машину-перевёртыш на колёса.

автогонки, Григорий Телелейко
Чествование победителей автогонки. Фото: Из личного архива/ Григорий Телелейко

Вытянул нас питерский спортсмен, с которым мы конкурировали в одном классе. Через 20-30 км я встретил тех, кто до этого пронёсся мимо. Они увязли в снегу, но вот теперь я не остановился. Вообще стараемся даже с поломками дотянуть до финиша.

Всякое бывало: то пробили камнем радиатор и постоянно останавливались, чтобы доливать воду, то как-то ехали на заднем приводе, передний поломался, в салон из бака, пробитого на трамплине, вытекал бензин. Тёк прямо под сиденья, а рядом глушитель (его мы оторвали ещё на первом этапе дистанции) из которого вылетали снопы пламени.

Но всё это не помешало нам показать неплохие результаты.

Гонки – это не только скорость, а и серьёзное испытание на выносливость.

Советы от Григория Телелейко:

«Шипы» или «липучка»?

На дорогах Ростовской области я рекомендую использовать шипованную резину, а не «липучку».

Многие считают, что якобы шипы порой могут сработать как «коньки» и автомобиль не сможет затормозить, но это не так, если шины от хорошего известного производителя. Не экономьте на колёсах, иногда от этого может зависеть ваша жизнь. Все неудобства, связанные с эксплуатацией «шипов» (например, шум) с лихвой окупят себя на дорогах, покрытых снегом и наледью.

Как бороться с пробками?

Хамство на дороге, отсутствие культуры вождения - вот что отличает водителей нашей области, впрочем, как и большинства регионов России. Пользуйтесь «поворотниками», пропускайте другие автомобили, не пытайтесь нагло втиснуться в другой ряд, не обгоняйте по обочине – вот тогда и пробок станет намного меньше.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах