23 сентября члены общественной группы «поток» обнаружили провал на склоне правого берега Дона в непосредственной близости от опоры Ворошиловского моста. Образовавшаяся яма размерами примерно десять метров на пять и глубиной четыре метра их сильно встревожила. Горожане написали несколько писем властным структурам. Чиновники отреагировали, просто засыпав яму песком. Общественники бьют тревогу: такое отношение к происходящему может обойтись городу слишком дорого – во всех смыслах.
Геологически неустойчив
Никаких заградительных лент общественники на месте провала не обнаружили. По мнению координатора «Потока» Александра Сушкова, это явно говорит о том, что аварийной ситуацией никто не занимается, а возможно, даже и не знает о ней.
«Нам казалось, что при таком стратегически важном и очень дорогом объекте должна быть специальная служба, которая бы мониторила состояние моста, однако по факту это оказалось не так. Было видно по характеру провала, что образовался он уже какое-то количество дней назад. Одна из моих профессий инженер. Род деятельности некоторых соратников группы «Поток» также сопряжён с техническими знаниями. Мы тщательно изучили образовавшийся провал и сделали неутешительные выводы», – говорит Сушков.
По его мнению, в первую очередь, дала о себе знать геологическая неустойчивость склона. Проблема давно известна специалистам, об этом речь идёт, в частности, в книгах «Инженерно-геологические условия г. Ростова-на-Дону» К. А. Меркуловой и «Экология города Ростова-на-Дону» В. В. Приваленко и О. С. Безугловой.
Понятно, что меры в связи с известной опасностью изначально были предприняты, но, возможно, недостаточные.
«К тому же, склон интенсивно размывается дождевой водой, так как на этом месте ливневые потоки не организованы никак. Хуже того, похоже, что вообще в конструкции моста не всё основательно продумано. Так, недавно я проходил мимо опоры моста с другой стороны с одним очень серьёзным специалистом по ливнёвым системам, и он показал мне место с восточной стороны опоры, где во время дождя совершенно несанкционированно вытекает большой поток воды, нарушая конструктив моста. Что тоже скоро создаст ещё одну проблему.
В этом месте почему-то полностью отсутствуют бетонные плиты, покрывающие, тем не менее, склон рядом. В принципе, эти плиты мало что решают, но некоторую защиту склона от дождя создают. В конкретном месте нет и их. Хотя, повторюсь, характер провала, его стенок и пустоты под плитами явно показывают, что главная проблема для склона создаётся в толще его самого, где протекают родники из трёхслойной водоносной жилы», – рассказывает Александр Сушков.
И добавляет, что на срезе провала горожане совершенно не обнаружили следов хотя бы поверхностных укрепительных работ. Хуже того, кто-то «экономный» при формировании склона во время строительства моста засыпал склон строительным мусором, который имеет повышенную подвижность.
Не батюшка, а дедушка
«Если обобщить выше сказанное, а я указал не все обстоятельства провала возле опоры моста, совершенно очевидно, что дорогостоящие работы по обустройству стратегически важного участка склона были произведены очень некачественно и слабо контролировались. Велика тревога и за проект опор моста на особо геологически нестабильном склоне правого берега Дона. Но, не видя проекта, мы не имеем права делать какие-либо выводы. С абсолютной уверенностью можно говорить о фактах – образовании провала недалеко от опоры моста», – утверждает Сушков.
В тот же день общественники направили официальные письма в администрацию города и прокуратуру. Горожане говорят, остаётся только надеяться, что катастрофы не произойдёт, пока будут разбираться с опасной ситуацией и её устранением.
«Некоторые личные обстоятельства не позволили нашей группе «Поток» оказаться снова на месте провала раньше, чем через десять дней. Но то, что мы увидели, снова неприятно поразило нас. Работала бригада, как они представились, какой-то аварийной службы. Образовавшийся провал просто засыпали песком. Потом, сказали, покроют такими же бетонными плитами, что лежат рядом, под которыми, кстати, уже образовались мощные промоины.
Любому более-менее компетентному специалисту понятно, что в сложившейся ситуации, когда причина образовавшегося провала лежит глубоко под землёй и там продолжаются губительные для целостности склона процессы, необходим принципиально иной, гораздо более профессиональный подход. Первейшим и срочным делом здесь должно стать геолого-гидрологическое исследование. На его основе, опять же, срочно должны разработать современный проект по дополнительному укреплению склона, а потом лицензированная серьёзная строительная фирма, а не аварийная бригада должна качественно по проекту произвести работы. Да, это дорого. Но мост и жизни людей дороже», – считает Александр Сушков.
Плач родников
Он уверен, то, что случилось у моста, ярко продемонстрировало несколько глобальных проблем, вообще характерных для Ростова.
«Первая из них – варварская эксплуатация строительными компаниями высокого правого берега Дона, который, благодаря, в частности, им, уже не батюшка, а дедушка-инвалид. Все говорят об обмелении реки, ухудшении качества воды. Как бы, забывая, что любая река – это совокупность родников, в неё впадающих. А родниками у нас никто официально не занимается. Только общественники. Именно жители города, а конкретно, наша группа «Поток», впервые в истории Ростова, желая спасти от гибели живительные источники, занесла в сентябре 2016 года в Государственный Водный реестр сразу три Парамоновских родника («АиФ на Дону» писал об этом в № 31 за 2021 год. – прим. ред.). Что юридически сделало их федеральной собственностью. Государство теперь обязано их сохранять. Теоретически. Ну, пока хотя бы так. Кстати, чтобы создать государству водное имущество, нам этому же государству ещё и личных денег пришлось заплатить. Весело? Строительство высоток на оползнеопасном высоком берегу усиливает негативные геологические процессы. Внизу Богатяновского спуска есть «стена плача», которая много лет вся сочится прямо на тротуар и дорогу потоками родников. Из-под жилой высотки. Недавно стену прикрыли от срама забором. Хорошо, хоть не заклеили скотчем», – горько шутит Сушков.
Также он напоминает о проблемах с Парамоновским складским комплексом – с XIX века это подпорная система всего центра города: «Я не завидую их нынешним владельцам, потому что им как-то придётся взаимодействовать с администрацией по поводу финансирования укрепления склона при реконструкции объекта. Задача эта, как минимум, областного уровня.
Здесь же, между сквером Седова и складами, ещё в апреле этого года образовался ещё один провал. Из-за оползневых процессов провалилось перекрытие крупной ливнёвой системы на глубину около восьми метров. Тут дикость открылась иная. Перекрытия не было вообще! Поверьте, мы приходили сюда с несколькими специалистами и не обнаружили даже незначительных следов перекрывной конструкции. То есть вариант остаётся один: глубокий кирпичный колодец просто накрыли ветками с тряпками и засыпали землёй! Меня попросили прийти на это место и администрация, и владельцы Парамоновских складов и прокуратура, и организация, на балансе которой находится ливнёвка. В результате та самая «балансирующая» организация сделала такой ремонт колодца, что создала опасное сооружение для людей и сквера Седова, край которого теперь может обломиться. И опять никакого контроля ни с какой стороны».
Ещё ближе к Ворошиловскому мосту находится здание «Пять морей», под которым протекает большой Городищенский родник. Его, напомним, занесли в ГВР также благодаря «Потоку». Сочатся здесь же и родники поменьше. По мнению общественников, строить здесь, прямо на родниках, безо всяких специальных водоотводных работ пятиэтажную гостиницу – верх безответственности. Расположена она угрожающе близко от опор моста.
«Целой группой специалистов мы писали официальный запрос о недопустимости данного строительства, на что получили ответ, что соответствующие органы почему-то ничего не знают о данных родниках, значит, их нет, – говорит Александр Сушков. – И это при том, что мы посылали копию государственного документа о регистрации Городищенского родника. Нету тела, нету дела.
Думается, что если и дальше ответственные товарищи будут игнорировать факт особых геолого-гидрологических условий правого берега Дона, за радужными цифрами прибыли не видеть мрак экологической катастрофы, Ворошиловский мост просто будет не нужен. Бессмысленно переезжать реку, если в ней нет воды и до горизонта – чёрные глазницы пустующих небоскрёбов».
Комментарий власти
Первый заместитель главы администрации по вопросам ЖКХ и строительства Кировского района Ростова Ашот Мноян:
- В ответ на ваше обращение по вопросу аварийной ситуации в связи с возникновением оползня по ул. Донская, сообщаю, что данный склон на балансе МКУ «Управление ЖКХ» Кировского района Ростова-на-Дону не числится.
Ваше обращение будет перенаправлено в «Дирекцию по строительству объектов транспортной инфраструктуры Ростова-на-Дону» для предоставления необходимой информации.