На Дону в разное время поселились представители более 150 национальностей, которые принесли и свои традиции отношений с природой. Знакомство жителей и гостей Ростовской области с ними и должно лечь в основу этноэкологического туризма. Такой термин предложила доцент кафедры туризма, к.г.н., директор ассоциации этнокультурных и творческих организаций «150 культур Дона» Ирина Черкашина. «АиФ-Ростов» выяснил у эксперта, сможет ли этот подход способствовать привлечению туристов и чем он полезен нашему многонациональному краю.
Не только казаки
Уже пять лет в регионе работает инициативный этнокультурный образовательный проект «150 культур Дона», его дорожная карта рассчитана на десять лет. Ирина Черкашина предложила новый концептуальный подход к вовлечению граждан в этнокультурную деятельность: развитие туристского интереса к объектам и событиям многонационального культурного наследия Ростовской области, включая культурные традиции донских казаков как южнорусского субэтноса.
Это действительно новое слово в туризме, ведь сегодня турпрограммы в основном знакомят путешественников с традициями донского казачества в станице Старочеркасской или Вешенской, а история национальных традиций других этносов пока остаётся в тени.
«Сейчас стремительно развивается туризм впечатлений, поэтому туристов интересуют не только национальная кухня, объекты религиозного культа и архитектура, но и история мирного сосуществования различных этносов, прибывающих на Дон. Они с удовольствием встречаются с людьми разных национальностей, демонстрирующими навыки национальных ремёсел, участвуют в реконструкциях сельскохозяйственного труда», – говорит Черкашина.
Этноэкологический туризм – плод трудов экологов, этологов и этнографов. Именно эти специалисты могут популярно объяснить истоки поведения человека и ментальные особенности этноса, раскрыть традиционные ценности, которые помогают выживать человеку в меняющихся условиях природной среды, описать природные механизмы толерантного поведения, когда людям разных национальностей с абсолютно разным менталитетом приходится сосуществовать на одной территории и избегать отношения вражды.
«Дон богат такими историями. Например, когда на одном из фестивалей встретились казаки и осетины, то они стали увлеченно делиться навыками владения национальным боевым оружием, являющимся обязательным культурным артефактом этих двух народов. Уже на одном этом эпизоде можно построить интереснейшую этноэкологическую программу», – считает Ирина Черкашина.
Ольгино поле и татарка
Изюминка этнотуризма на Дону в том, что немцы, грузины, армяне, греки, сохранив память о своих национальных корнях, стали донскими.
«Мы хотим углубить этот процесс и предложить предпринимателям и национальным культурным объединениям разработать проекты греческой, польской, корейской усадьбы. И уже есть согласие от польского национально-культурного центра «Полония Дона», разработать концепцию туристического объекта «Яблоневый сад» в Азовском районе. Возможно, это будет гостевой дом или музейный комплекс» – рассказывает Ирина Черкашина.
Ростовская региональная общественная организация содействия возрождению культуры и традиций немцев (РРОО СВКиТН) тоже готова поработать над появлением туристско-экскурсионных объектов, знакомящих с историей российских немцев на Дону и их колоний.
А ведь у нас практически никто не знает о донских немцах. Приехали они в наши края во времена Екатерины II. Поселенцам разрешили занять земельные участки, и они обосновали колонии, которые сыграли огромную роль в развитии сельского хозяйства на Дону. Примечательно, что город Миллерово – это единственное немецкое название, которое сохранилось до наших дней. По Указу Екатерины Великой от 14 февраля 1786 года войсковой старшина Иван Абрамович Миллер на пустующих землях у реки Глубокой основал своё имение, которое и стало называться Миллеровым. А вот посёлок Южный когда-то назывался Ольгенфельд и появился рядом с Ростовом в 1866 году как немецкая колония.
А дело было так: у помещика Энгельгарда, о котором Михаил Шолохов написал в своём романе «Тихий Дон», было трое детей, каждому из которых он выделил по наделу земли. Назвали территории в честь наследников. Один из них достался Ольге, называть его стали на немецкий лад, что в переводе значит «Ольгино поле».
Ольгенфельд и другие колонии на Дону основали в конце ХIХ века в основном молодые семьи, выходцы из старых немецких колоний Украины и Поволжья, а также немцы из самой Германии (по тогдашним законам они имели право приобретать в России земли и заниматься хозяйством). Так что сегодня для того, чтобы увидеть остатки «немецкой старины» в Ростовской области, нужно ехать на самый юг Азовского района. Ольгенфельда уже нет, но зато есть посёлок Южный.
А вот татары живут на Дону очень давно – сразу после развала Золотой Орды они влились в состав русского государства. Наши земляки этой национальности могут быть потомками разбитого войска Шейх-Ахмета, последнего хана Большой Орды. Татарские имена и фамилии встречаются в приказах по войску Донскому вплоть до того времени, когда сборники этих приказов перестали издавать. Среди них Мафталей и Усман Бикировы, Карагис и Афмет Каитовы, Саид Мавтолеев, Валит Халитов и т. д.
Донские татары – народ немногочисленный, но они оставили свой след в истории казачьего края. Примечательна в этом плане судьба небольшого хутора под названием Татарка, который находится на берегу Тузлова северо-западнее исторической части Новочеркасска. В состав Новочеркасска Татарка вошла в 1960-е годы, а до этого была хутором. Так что Татарка также может стать объектом этноэкологического туризма. И не только это поселение.
О том, как 416-я орденов Красного Знамени и Суворова II степени Азербайджанская Таганрогская стрелковая дивизия освободила Таганрог от немецко-фашастских захватчиков, можно более подробно узнать, побывав в народном военно-историческом музейном комплексе Великой Отечественной войны «Самбекские высоты», где благодаря азербайджанской культурной автономии Ростовской области посажена Аллея Памяти из клёнов. А сегодня, в мирное время, как не вспомнить ежегодный республиканский праздник Граната, в котором участвуют и донские азербайджанцы, рассказывая о символе своей республики, о разных сортах граната и угощая участников праздника любимым фруктом.
Туристы, впервые приезжая на Дон, хотят познакомиться с традициями донского казачества и едут в станицу Старочеркасскую или в Новочеркасск. Но даже местные не в курсе, что узнать о национальных традициях природопользования лучше в станицах Раздорской, Кочетовской, в хуторе Пухляковском, расположившихся по правому берегу нижнего течения реки Дон. А можно отправиться в станицы Казанскую Верхнедонского района, Вёшенскую, хутор Кружилинский на среднем Дону.
Не выезжая из мегаполиса
Впрочем, даже ехать необязательно: житель мегаполиса тяжёл на подъём.
«Городские парки культуры и отдыха в Ростове тоже могут стать объектами этноэкологического туризма, если к этому подойти креативно, – считает Ирина Черкашина. – Каждый парк в городе может приобрести национальную изюминку, если объединит усилия с национальными культурными автономиями. Например, в Ростове в парке имени Чуковского, что расположен в районе РИИЖТа, есть католический костёл. А почему бы парк не адаптировать к традициям польской культуры и не оформить его в польском этностиле? Или взять парк имени Николая Островского, который находится на месте бывшей Балабановской рощи? Он сегодня может стать объектом армянских традиций озеленения города».
Интересно, что столь любимая нами шелковица, или, как мы на Дону говорим, тютина, появилась в Ростове благодаря армянам, которые её сюда привезли, а улица Большая Садовая названа в честь этих посадок, садов. Так что и армянский этноэкологический маршрут уже вполне сформирован.
Начало этому необычному виду тризма уже положено: национально-культурные автономии сами разрабатывают экскурсионные маршруты для гостей нашего региона. Уже проводились экскурсии по историческим достопримечательностям армянского, греческого и еврейского маршрутов, осталось дополнить их этноэкологическим содержанием. Как объясняет Ирина Черкашина, это самые долгоживущие на донской земле этносы, взаимодействующие с донским казачеством.
Сложнее, по словам эксперта, разработать корейский маршрут, так как история пребывания корейцев на Дону начинается с 60-х годов ХХ века. Сегодня активно развиваются национальные связи донских корейцев с Южной Кореей и КНДР. Это повлияло и на повышенный интерес жителей Ростовской области к древним традициям корейского народа, и в этом огромную роль играет Корейский культурный центр в Ростове-на-Дону. Для желающих познакомиться с национальной кухней и музыкой сотрудники центра могут провести специальное занятие.
Ассоциация «150 культур Дона» сотрудничает с туроператором «Рейна-Тур НТВ». Компания готова помочь предпринимателям, решившим включиться в проектирование объектов этноэкологического туризма, выстроить эффективное взаимодействие в условиях меняющихся трендов внутреннего туризма в эпоху впечатлений.
Так что, если кратко охарактеризовать этноэкологический туризм в Ростовской области, то это донской этномикс.