Примерное время чтения: 10 минут
1719

Чьё «иго» в хуторе Потапов. Испортил ли дончан национальный вопрос?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. "АиФ на Дону" 02/11/2021
Национальности у жителей Потапова разные, но родина – одна.
Национальности у жителей Потапова разные, но родина – одна. Из личного архива

В Ростовской области турки без единого выстрела захватили казачьи земли, а никому и дела нет! Примерно такое утверждение, как гром среди ясного неба, прозвучало на одной из пресс-конференций в ТАСС. Можно было бы и не обратить на это внимания – заявление-то связано с выборами, этим всё сказано. Но жители хутора Потапов, который привели в пример всей стране, возмутились и молчать не хотят. Особенно негодуют мужчины.

Наших бьют?

Буквально это было сказано так: «Наши регионы вымирают, идёт большое замещение русского населения. На территории нашей огромной родины есть огромное неравноправие. В селе Потапово, которое было построено, чтобы кормить столицу атомной энергетики Волгодонск, в школу в первый класс пошла только одна русская девочка, а все остальные – не титульные народы России. Все остальные – турки с русскими паспортами. Почему учитель младших классов в Потапове получает зарплату 12 тысяч, а в Москве – 100? Мы специально делаем, чтобы оттуда все уехали? Так они уже уехали. Мы что, будем Турецко-Донскую республику делать или казаки там всё-таки останутся?»

Жители хутора Потапов утверждают, что неправда здесь всё. И приводят факты.

«У нас в школе – 406 детей: 257 человек русские, остальные – других национальностей. Первых классов – два. В одном учатся 23 ребёнка, из них 15 – русские дети и восемь ребятишек других национальностей: армяне, турки, азербайджанцы, корейцы и др. В другом первом классе – 24 ученика, русских – 14, – рассказывает директор Потаповской средней школы Светлана Михайлевская. – Средняя заработная плата учителей с учётом классного руководства около 36 тысяч рублей в месяц. На работу люди приходят по вакансии, а мы отбираем педагогов по профессиональным качествам. При чём здесь национальность? Никогда даже подобных вопросов не возникало».

Хутор Потапов, действительно, очень многонациональный. Здесь живут русские, украинцы, азербайджанцы, корейцы, армяне, белорусы, дагестанцы…Турки-месхетинцы составляют примерно треть населения – живут давно, третье поколение уже родилось. Разговаривают на русском, одеваются, как все, женщины занимаются бизнесом и ездят на «иномарках» наравне с мужчинами. Обычная жизнь – как у всех на Дону.

На что обиделись мужики

В Ростовской области вообще живёт 150 национальностей. В Мартыновском районе есть поселения, где 70% и даже 100% жителей одной национальности. В Волгодонском районе в хутора Морозов, Холодный, Ясырев, пос. Виноградный в 50-х годах прошлого века переселялись целыми сёлами украинцы из Ровенской области.

На Дону многие мигранты – это бывшие граждане одной советской страны. Поэтому культурные отличия между приезжими и местными часто не так уж и разительны. Хотя кровь, конечно, у всех разная.

Что касается хутора Потапов, то его и вовсе основали, как пишут историки, «люди пришлые, не казачьего рода, которым селиться в казачьих станицах было запрещено». Казаки подтянулись сюда позднее. Хутор рос и богател. Приезжали новые поселенцы. В конце 80-х годов прошлого века здесь осели первые турки-месхетинцы. Сначала работали на полях. Те, у кого были возможности и способности, старались получить образование. Есть строители, юристы, учителя, воспитатели, нянечки. Многие идут в медицину и фармацевтику.

«Я долгое время акушеркой работала. Дети рождались как-то поровну: и турки, и русские. Всех одинаково принимали, никакого деления никогда не было», – вспоминает Нурхан Насимова. Сейчас она руководит местным ФАПом.

Работает в Потапове педиатр Замбигуль Афраилова. Одно время она уезжала жить в Мартыновский район. Местные мамочки её отпускать не хотели – до главы поселения дошли. Уговаривали остаться. Когда Замбигуль уехала, у каждого жителя её телефон был – только ей доверяли, с ней консультировались. Потому что врач от бога.

А в соседней станице Романовской есть акушер-гинеколог, хирург со сложным именем Андара Манаге Чамара Чандраратне. По национальности он шриланкиец. К нему женщины и вовсе едут со всей Ростовской области. Потому что руки у него золотые. Женился, кстати, на казачке, растят дочь и сына. И в Шри-Ланку уезжать не собираются.

«Мы жили, живём и, надеюсь, и дальше будем жить в добре и соседстве со всеми. И мы стараемся зарабатывать честным трудом: работаем и за шесть тысяч, и за 10, и за 40, кто на что способен, какие у кого профессии. У нас нерусские фамилии, но здесь наш дом. И мы всегда будем его защищать, если понадобится, – говорит представитель турецкой диаспоры в Потапове Кадыр Сардаров. – Я сам живу здесь уже 28 лет. Когда наш Потапов прогремел на всю страну, мне стали звонить друзья и знакомые из Питера, Томска, Москвы, Красноярска. И все спрашивали: «Неужели, правда, в казацком хуторе только одна русская семья?» А наши потаповские мужчины других национальностей и вовсе обиделись, говорят: «Получается, что только турки рожают, и в одной русской родилась девочка? А мы что – не мужики уже? Детей не делаем?»

Всё вместе – и похороны, и свадьбы

То, что многонациональное село – это плохо, наверное, ни один настоящий казак никогда не согласится. Основа воспитания и обучения на Дону по-прежнему казачья. В Потапове в детском саду и школе в рамках системы непрерывного казачьего образования действуют объединения, в которые входят учащиеся всех национальностей: армяне, турки, русские, азербайджанцы, корейцы... Олимпиаду по русскому языку, кстати, выиграл турецкий мальчик, а девочка – областную олимпиаду по биологии.

«Они наши традиции перенимают, в наших национальных костюмах выступают, наши песни поют. В Рождество на колядки все ребятишки бегают, – говорит есаул, командир добровольной казачьей дружины Потаповского сельского поселения Владимир Назаренко. – Мы одна семья. У нас всё вместе – и похороны, и крестины. Всем миром сначала в первый класс мальчишек провожаем, а через 11 лет – в армию. На свадьбы друг к другу ходим. Это так важно – знать другую культуру. И очень интересно».

А ещё в хуторе строят красивый православный храм. Его здесь, кстати, испокон веку не было. Значит, есть для кого строить, ведь казачество и православие неразделимы.

«Я коренной житель, тут в школу ходил. У нас и тогда в классе были разные национальности, в том числе и турецкие дети. И мы до сих пор общаемся, дружим», – уверяет первый товарищ казацкого атамана Иван Прокопенко.

Праздники национальные в Потапове тоже всем миром справляют: шашлыки армянские, плов турецкий, уха казацкая.

Неужели живут совсем без проблем? Нет, конечно. На что же жалуются в Потапове? Цены быстро растут, газ в дом провести дорого, с транспортом стало плохо… Многие в Волгодонске работают, туда раньше большой автобус ходил, а теперь «ГАЗель», которую приходится брать штурмом или нанимать такси – издержки транспортной реформы. И мальчишки, бывает, дерутся. Как и все дети. А в прошлом году в соседней станице даже своё «громкое дело» было: жена гражданского мужа кухонным ножом зарезала. Поскандалили. В общем, проблем, как и везде, хватает. К национальности, правда, это никакого отношения не имеет.

Мнение власти

Экс-депутат Государственной Думы (II–VII созывов) РФ Михаил Емельянов:

– У Ростовской области есть уникальное свойство, успешный опыт, который может быть полезен многим регионам. Речь идёт о мирной совместной жизни представителей разных национальностей и верований на одной территории.

Традиции мультикультурности были заложены в дореволюционном торговом Ростове-на-Дону, в портовом Таганроге. В советское время они распространились на весь регион и оказались полезными в постперестроечное время, когда область приняла немало беженцев из горячих точек. Многих это удивляет, но на нашей земле не было сколько-нибудь серьёзных конфликтов по национальным мотивам.

Во многом причина этого – общее дело, которым были объединены представители разных народов. Совместный бизнес, индустриализация, строительство нового справедливого общества, отпор общему врагу – всё это стирало любые различия по цвету кожи, языку или вере.

Незаметно на Дону сложилась деликатная система ассимиляции народов. Все они включались в общую систему образования, культуры. Не по принуждению, просто так всегда было выгоднее. С другой стороны, коренное население воспринимало всё лучшее, что приносили новые жители. Отсюда особенный ростовский язык и общие традиции. А об уникальной донской кухне, сочетающей блюда десятков народов, можно говорить бесконечно. Полагаю, что в наших силах сохранить этот мир.

Кстати

Разыграть национальную карту, особенно во время выборов, пробовали многие. И в других странах, и в нашей. К примеру, в 2003 году во время предвыборной кампании некоторые партии открыто пропагандировали лозунги из серии «Россия – для русских».

Тогда представители Кавказа даже спросили президента России: «Почему партиям разрешили выступать с такими предложениями, такими суждениями по телевидению?»

Ответ был такой: «Тот, кто говорит: «Россия – для русских», знаете, трудно удержаться, чтобы не давать характеристики этим людям, – это либо непорядочные люди, которые не понимают, что говорят, и тогда они просто придурки. Либо это провокаторы».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах