Ростовская область , 14 сентября, АиФ-Ростов.
Вне закона
По европейским законам коллекторы являются посредниками между банком и должником и обязаны помочь должнику найти оптимальный путь выплаты долга. В нашей стране пока не существует отдельного закона о деятельности коллекторских агентств, все предложения находятся в стадии проектов. И это значительно осложняет жизнь должникам и развязывает руки выбивателям долгов. Отсутствует и практика регистрации таких агентств как коллекторских, в документах они значатся всего лишь как коммерческие организации.
Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) создала хартию, в которой собраны основные правила их работы. Эту хартию подписали всего лишь девять организаций: капля в море компаний по урегулированию финансовых долгов!
Вот несколько основных правил общения должника и агента:
Агент должен корректно и уважительно относиться к должникам;
Агент не вправе беспокоить должника с 23 вечера до 6 утра;
При взаимодействии с должником агентство не должно унижать его честь и достоинство;
Работники агентства обязаны говорить должнику, сколько и кому он должен;
Агентству недопустимо требовать деньги с людей без соответствующих на это документов.
Впрочем, всё это условия рекомендуемые, а не обязательные к исполнению. Тем не менее закон всё же предусматривает определённые правила поведения представителей коллекторских организаций. Так, по информации Роспотребнадзора, коллекторы агентства не имеют права повысить должнику процент по кредиту или изменить условия платежа. Кроме того, банк должен передать коллекторам только кредитный договор и не может разглашать им ваши данные, кредитную историю и операции с денежными средствами. Также коллекторы не имеют право проникать в жилище должника, забирать имущество без решения суда.
По словам Сергея Рахманина, директора агентства "РусБизнесАктив" и президента Ассоциации по развитию коллекторского бизнеса (АРКБ), настоящий коллектор никогда не потребует от должника погасить долг наличными: оплата просроченных задолженностей производится точно таким же внесением средств на кредитный счет заемщика, как и обычный текущий платеж по кредиту.
Куда жаловаться?
Если случилось так, что Ваши долги банк передал коллекторам, а те мучают Вас круглосуточными телефонными звонками, угрожают Вам и вашим близким, хамят и не предоставляют необходимой информации о долге, то необходимо обратиться в правоохранительные органы.
Надзор над деятельностью коллекторских агентств выполняет Роспотребнадзор, но из-за отсутствия законодательной базы осуществить его крайне трудно. Обратиться с вопросом Роспотребнадзору в Ростове можно по горячей линии 8-800-100-74-17 либо заполнить форму обращения граждан на сайте www.rpndon.ru. Одновременно свою жалобу можно также продублировать на сайт НАПКА www.napka.ru.
Чтобы доказать вину коллектора, должник должен разговаривать с ним в присутствии нескольких свидетелей, все телефонные разговоры записывать, а все его визиты в жилище должны быть сняты на видео.
Пока не принят закон, государство не может в полной мере защитить должников от коллекторских агентств. Когда Вы берете кредит, читайте все условия кредитования, просчитывайте сами сумму кредита с процентами. Хорошо обдумайте нужен ли вам кредит на покупку туфель из кожи или лучше стоит не залезать в долговую яму и походить один сезон в старых, но со спокойными душой. И помните, что лучшая защита от коллекторов на данный момент – это не брать кредит.