Духи говорят о женщине больше, чем её почерк. Так считал французский модельер Кристиан Диор. Донской парфюмер Яна Чуева именно так и строит свои ароматы: в базовых нотах раскрывается портрет заказчика, а в шлейфовых – душа.
Rostov.aif.ru поговорил с ней о людях и ароматах.
Кому – сено, кому – селёдка
Светлана Ломакина, rostov.aif.ru: Яна, парфюмером вы стали пять лет назад. А до этого?
Яна Чуева: Я по образованию экономист. После рождения второго ребёнка увлеклась ароматами, их созданием, нашла в России парфюмера, который принимал учеников. Это Валерия Нестерова, сейчас она живёт во Франции. Какая-то часть наших занятий проходила удалённо, а потом я ездила в Москву на мастер-классы, там училась техническим тонкостям: как правильно вымерять десятые доли граммов, смешивать – это очень точная математическая работа. Но у меня получалось, и первый мой аромат был посвящён успешной женщине, занял на выставке второе место. Сегодня у меня в линейке 19 ароматов.
– Санкции как-то повлияли на ингредиенты для ароматов?
– К счастью, нет, наверное, нашлись способы обойти запреты. Хотя ингредиенты сегодня изготавливают только Европа и Америка. Иногда мне говорят, а вот же у нас есть аптечные ароматические масла. Но нет, для духов они не подходят – нужны специальные компоненты, синтезированные ароматы, иначе ничего не получится.
– Как рождаются ароматы?
– Всё начинается с идеи. Если я делаю духи для определённого человека, то отправной точкой является сам человек. Я знакомлюсь с ним, разговариваю о том, что он любит, какими ароматами уже пользуется. Если он называет какие-то популярные духи, я буду спрашивать о запахах, что лежат в этом аромате: фрукты, цветы, запахи природы? Иногда люди уточняют: я хочу слышать в духах клубнику, а вот розу терпеть не могу. Но это не значит, что когда я буду создавать аромат, не добавлю в него розу. У меня был смешной случай. Я принесла девушке парфюмерные ингредиенты, чтобы она выбрала понравившиеся и мне было легче строить пирамиду. И всё идёт хорошо, как вдруг она выбирает ингредиент, который пахнет свежескошенной травой, но говорит: этот категорически «нет», он пахнет солёной селёдкой! Так отреагировало её обоняние на этот запах. Думаете, я от него отказалась? Нет, просто в окружении других запахов он зазвучал совершенно иначе. И заказчица осталась довольна.
– Я искала себе рекламную площадку для ароматов и обратилась к одному из парфюмерных блогеров. Он мне отказал, но через пару дней я получила от него письмо: блогер предлагал создать аромат имени его Телеграм-канала. Аромат для человека – понятно, но для канала? Задача была непростой, однако интересной – контент я знала, он мне нравился, поэтому и аромат получился.
Душиться, но не душить
– У вас есть серия ароматов, посвящённых женщинам: деловая, успешная, чувствительная. И – счастливая современная. Чем такая женщина, на ваш взгляд, пахнет?
– Счастливая современная женщина должна всё успевать. Быть успешной на работе и в семье. Я подобрала к этому образу прилагательные и искала под них запах. Нежная и заботливая мама, к примеру, это ноты молока; современная и успешная – древесные, любящая – цветочные. В итоге аромат сложился очень богатый.
– Парфюмерный дресс-код. Что это такое?
– Это правила ношения ароматов. Главное – в местах скопления людей аромат должен быть тихим. Например, в транспорте: самолёте, поезде, автобусе. Перед походом в кафе, ресторан, кинотеатр или театр тоже не стоит обливаться духами. Сильные ароматы не должны носить на работу врачи, учителя и офисные работники. То есть доставая с полки парфюм, вы должны помнить, куда и зачем идёте. Потому что вокруг вас люди, то, что нравится вам, может не нравится им.
– А парфюмерный гардероб из чего должен состоять?
– Из ароматов для разных случаев. По сути это продолжение темы дресс-кода. Есть люди, которые хотят, чтобы от них всегда интересно пахло, но заморачиваться выбором особенного аромата у них, допустим, нет времени. Тогда специалист подбирает такому человеку парфюмерный гардероб. Делится он, как правило, на четыре темы: работа, отношения, друзья, отпуск. Большую часть жизни человек проводит на работе. Поэтому эта ароматическая тема должна быть основной. В неё могут войти 3–4 аромата, которые можно менять под ситуацию или настроение. Дизайнеру, к примеру, можно подобрать что-то яркое, а служащему что-то умеренное, спокойное. После работы человек едет в гости, в кино или на свидание. Тут уже запах может быть ярче, насыщенней. Отпускные ароматы обычно заряжают настроением. Для того, чтобы определить, что именно будет в парфюмерном гардеробе, мы заполняем специальную анкету. А ещё я учитываю стилистический типаж человека. На основе этого уже делаю подборку, допустим, из пяти вариантов, заказчику остаётся только выбрать.
– Однажды я купила духи мечты – стойкие, богатые. Но дома поняла, что у меня от них болит голова и подташнивает. Пользоваться ими я не смогла, хотя до сих пор жалею. В чём была проблема?
– Это обычная история. Известное правило – даже если духи вам очень понравились, не покупайте их сходу. В магазине много запахов, часто ароматы смешиваются, и мы «слышим» не то, что есть на самом деле. Поэтому понравившийся аромат лучше нанести на себя, погулять с ним по улице, прислушаться, а в идеале переночевать с ним. Тогда вы точно поймёте «душит» он вас или нет. И ещё одно правило: если парфюм очень «громкий», не распыляйте его на себя – пшикните перед собой и войдите в это облако. Тогда он будет мягче, тише, но не уступит в шлейфе.
– Как правильно наносить духи?
– На волосы, облаком впереди себя и на точки пульсации: запястье, сгиб локтя, шею в районе межключичной впадины, за мочку уха и под колено. На руках аромат долго не будет держаться, а на одежде – да.
– Как хранить духи?
– Вдалеке от тепла, батареи, солнечного света. В тёмном месте хранить необязательно и точно не надо засовывать в холодильник – это миф, который почему-то пошёл в народ.
В Ростове любят пооригинальнее
– Раньше духи были символом времени. Из своего детства помню польские «Быть может» и «Climat» от «Ланком». Какие ароматические символы у нашего времени?
– Раньше был не такой большой выбор ароматов, поэтому и символы выделить было несложно. Сегодня ты заходишь в магазин, и глаза разбегаются: можно купить люкс, можно массовые духи или отливанты (оригинальные ароматы, отлитые в новые флаконы меньшего размера из фирменных флаконов). При таком обилии трудно выбрать что-то одно. Поэтому мода постоянно меняется. Однако, есть мода на духи. Особенно она чувствуется в Москве. Когда я была там на выставке и потом гуляла по городу, вокруг пахло «Бакарой» (Baccarat Rouge). Вокруг невероятное количество нишевых ароматов – можно искать своё, выделяться, но вот кто-то ввёл именно этот аромат в моду, и половина столицы пахла именно им.
В Ростове такого никогда не было. Возможно, играет роль менталитет. Наши женщины, девушки любят что-то особенное, оригинальное. И мне это как автору ароматов приятно.
– В старину запахи извлекали только из растений, сейчас больше синтезированных. Какие самые необычные синтезированные ингредиенты вам встречались?
– Запах мёда, свежевыглаженного белья, кулинарные запахи – сыра, шоколада с карамелью, персика с кокосом и молочными нотами, запах молока, свежего воздуха, морской соли. Этими ингредиентами я пользуюсь постоянно.
– Год назад шла речь о том, что покупать мы будем только мыло и гречку, а я в панике накупила духов. Что происходит на парфюмерном рынке сейчас?
– В мире ароматов мало что изменилось. Но если говорить в общем, то на фоне пандемии продажи парфюмерии выросли. Изменились предпочтения: люди начали выбирать более простые ароматы. Это связано с тем, что человеческая жизнь перенасыщена эмоциями. И люди ищут чего-то однотонного, спокойного, уравновешивающего. У каждого человека свой «аромат покоя». Но если брать общую картину, то это лавандовые запахи, травяные, молочные и ванильные – те, что навевают домашний уют и уносят нас мыслями в детство.