150 лет исполнилось локомотивному депо Батайск. Тысячи пассажиров ежегодно проезжают этот крупный транспортный узел, следуя на юг или возвращаясь с курортов, мимо спешат сотни грузовых вагонов. И мало кто догадывается, что здания депо и пути для многих железнодорожников стали неотъемлемой частью их жизни.
От работы слесарей, токарей, инженеров и других работников депо зависит безопасность движения, в первую очередь, пассажиров. А она – в приоритете. Огромные с виду машины должны быть в идеальном техническом состоянии, расчёты – с точностью до миллиметра. Всё чётко и размеренно, как ровный ритм стука колёс. О том, кто эти люди, что сегодня трудятся в депо, и об их непростой работе – в нашем материале.
Богатая история
Депо Батайск ведет свою историю с ноября 1875 года, когда впервые открылось регулярное движение поездов на линии Ростов-Владикавказ. Именно тогда вокруг станции Батайск начал формироваться крупный железнодорожный узел. К началу ХХ века станция получила статус второго класса, а строительство новых железнодорожных линий на Азов и Сальск существенно повысило ее значимость.

Во времена Великой Отечественной войны коллектив батайских железнодорожников внёс весомый вклад в победу над врагом: за боевые заслуги награды получили 285 сотрудников предприятия. После войны, начиная с 1960-х годов, началось масштабное обновление и модернизация. Уже к середине 1970-х объёмы выполняемых работ выросли почти в 27 раз.
Особого внимания заслуживает техническое перевооружение депо: в 1979 году здесь появились новые тепловозы ЧМЭ3 (чехословацкий маневровый тепловоз с электрической передачей), а спустя всего год открылся специализированный пункт техобслуживания электровозов южного направления.
В наши дни структура депо претерпела изменения: в 2009 году оно было разделено на две части: эксплуатационную и ремонтную.
Главное – люди
Сегодня в сервисном локомотивном депо Батайск трудятся 275 человек, большинство из которых – высококвалифицированные слесари по ремонту подвижного состава. Как подчёркивает заместитель генерального директора «ЛокоТех» Фёдор Дытынко, активная работа ведётся с молодёжью: для начинающих специалистов создана система наставничества, а для подростков проводятся профориентационные встречи и экскурсии.
«Локомотивное депо Батайск – одно из старейших предприятий Ростовской области. 150 лет – впечатляющий срок, живая наглядная история развития депо, которое стало одним из опорных пунктов для развития региона, железнодорожного сообщения на юге России и железнодорожной отрасли в целом», – отметил Фёдор Дытынко.

В работе людям помогают технологии. Инновационные решения не только ускоряют ремонт локомотивов, но и позволяют увеличить срок службы их узлов. Особое внимание уделяется принципам бережливого производства и системе организации рабочего пространства 5С (она включает пять шагов: сортировку, создание порядка, содержание в чистоте, стандартизацию, совершенствование). Всё вышеперечисленное способствует повышению эффективности, а также безопасности и комфортности труда.
Это подтверждает один из наиболее опытных работников предприятия – слесарь Александр Борошко. Он в профессии более 40 лет!
«Приходят новые электровозы, поэтому мы регулярно повышаем уровень своих знаний, ведь нужно разбираться в том, что делаешь. Не устаём учиться. В то же время и сами готовим молодых специалистов – у меня было три стажёра, парни – толковые!» - отмечает Александр Вячеславович.
С точностью до миллиметра
В депо пахнет краской и мазутом, повсюду – таблички, напоминающие о технике безопасности. Всё это под строгим контролем. Девушки-крановщицы ловко поднимаются на большую высоту, чтобы приступить к работе. Механизмы отлажены до мелочей!
Как пояснил начальник сервисного локомотивного депо Батайск Дмитрий Галицин, каждые 96 часов производится техническое обслуживание машины: локомотив заходит на ремонтное стойло. Там у него осматривается ходовая часть, меняются тормозные колодки, при необходимости – щётки на тяговых двигателях, а также обслуживается аппаратура. Такой осмотр занимает полтора часа.

Каждые три месяца либо по достижении 50-тысячного пробега локомотив заходит в цех для выполнения уже планового ремонта. Производится осмотр локомотива, меняются все щётки на тяговых двигателях, а также все тормозные колодки. Обслуживаются электродвигатели, которые находятся в кузове локомотива. Плюс – осмотр колёсных пар.
Бывает, на колёсной паре появляется дефект, который не виден глазу. Например, трещинка не толще волоса. Но даже этого допустить нельзя: в движении и при большой нагрузке колесная пара может сломаться. Чтобы выявлять подобные дефекты, используется аппарат ультразвукового исследования.
«Всё это позволяет обеспечить бесперебойное движение составов. Локомотивы приписного парка Батайск эксплуатируются на Юго-Восточной, Приволжской, Северо-Кавказской и Московской дорогах, а иногда заезжают на Куйбышевскую», – пояснил Дмитрий Юрьевич.
Программа, посвящённая юбилею, включала в себя официальную и торжественную части. После приветственных слов на территории депо был открыт памятный монумент, в основание которого заложили капсулу с посланием будущим поколениям железнодорожников.
Праздник продолжился в городском культурно-досуговом центре. Награды вручили 20 работникам сервисного депо: это благодарственные письма от Министерства транспорта Ростовской области, администрации Батайска, награды от начальника Северо-Кавказской железной дороги Сергея Задорина, генерального директора «ЛокоТеха» Андрея Власенко.
Таким образом, пойдя путь длиной больше полутора веков, батайское депо остаётся важнейшим звеном транспортной инфраструктуры юга России.
Реконструкция фасада троллейбусного депо Ростова закончится к 10 декабря
В Ростове началось укреплять фасад троллейбусного депо на 20-й Линии