Как настоящему казаку никак нельзя без своего верного друга — ретивого коня, так и Пётр Демко из Родионово-Несветайского района не может и дня прожить без любимого дела. Уже много лет он изготавливает удивительные по красоте изделия из кожи. Конные принадлежности, нагайки, арапники — лишь малая часть в богатом арсенале мастера.
История 79-летнего умельца — прямое доказательство того, что старинное донское ремесло продолжает жить и активно развивается. О кропотливом труде шорника и о том, почему любая работа должна быть в удовольствие, Петра Егоровича расспросил «АиФ на Дону».
Что моряк без корабля
Есть такое выражение: казак без коня, что моряк без корабля. Так было ещё при наших дедах-прадедах. Тогда лошадь стояла чуть ли не в каждом дворе, особенно если речь идёт о деревнях и сёлах. В наше время коневодство уже не столь популярно, особенно у молодёжи. Тем не менее есть ещё на Дону мастера, которые бережно хранят традиции старинного ремесла.
Один из них — Пётр Егорович Демко. В беседе с автором этих строк он признался, что без дела не сидел никогда. Работал с самых ранних лет, сколько себя помнит:
«Я вырос с лошадьми. Ездил и верхом, и на повозке», — с гордостью отметил шорник.
Семья маленького Пети давным-давно переехала из Сибири на Дон. Уже будучи школьником, мальчик всё свободное время посвящал коневодству. Его детство пришлось на послевоенные годы. В пятидесятые страна только оправилась от тяжёлых последствий военного лихолетья, но рабочих рук не хватало. Тогда маленький Петя взял на себя ответственность за перевозку продуктов. Ему выделили лошадь и повозку, и он выполнял возложенные на него задачи, трудился по выходным и на каникулах.
Каждая поездка на лошади была для юного Петра не просто обязанностью, а настоящим праздником. Как раз тогда и зародилась непоколебимая любовь к лошадям, которая осталась с ним на всю жизнь.
«Лошадь — это не просто средство передвижения, а живое существо, которое требует заботы, уважения и понимания», — подчёркивает собеседник.
Пётр учился определять характер каждого животного, предугадывать его настроение. А ещё хотелось парню радовать своих любимцев, не только угощениями, но и различными конными атрибутами. Так закладывались основы его будущего ремесла...
Кнопочки и пуговки
В те годы возраст очень сильно повлиял на отношение Петра Демко к его ремеслу:
«Времена были суровые, колхозная сбруя была рабочая, повседневная, невзрачная. Но я включил воображение и начал изобретать. Старался сделать её не только прочной и крепкой, но и красивой. Искал, как бы улучшить изделие. Добавлял разные кнопочки и пуговки, чтобы моя сбруя выглядела интереснее», — поделился воспоминаниями мастер.
Годы шли, мальчик взрослел. А его работы становились всё краше. О таланте мастера гудела вся округа. Изделия стали привлекать внимание других наездников.
Ручная работа всегда считалась более ценной, чем однотипные штампованные изделия. Какое-то время Пётр изготавливал работы на заказ, наладил кустарное производство. Но спустя время о любимом деле пришлось забыть: Пётр стал студентом и с головой ушёл в учёбу. Потом — всё, как у всех: дом, семья, работа. И только после выхода на пенсию мастер вспомнил, что же делало его по-настоящему счастливым.
Новые краски
Время бежало неумолимо, но для Петра Егоровича оно словно замерло. Выйдя на пенсию, он погрузился в обучение сына азам наездничества, передавая ему свою любовь к лошадям. А когда в Советском Союзе разрешили приобретать лошадей в личное подсобное хозяйство, его мир будто перевернулся. Семья Демко приобрела хиленького жеребёнка в соседнем колхозе, за которым Пётр ухаживал вместе с сыном.
«Нахлынули воспоминания о былом. Я снова начал изготавливать и украшать сбрую. Во времена, когда стали разваливаться колхозы, можно было найти старые поломанные сёдла. Я покупал кожу и так же, как когда-то в юности, восстанавливал их», — рассказал Пётр Егорович.
Он добавил, что за всю жизнь не сделал двух одинаковых работ — каждая по-своему уникальна.

«Если бы мне хотелось простоты, я бы не переживал так много о внешнем виде моих работ. Но мне самому интересно привнести что-то новое. Каждая сбруя, которую я изготовил, это как отдельное произведение искусства».
Ремесленник до сих пор изучает разные дизайны для своих работ. У мастера хранится профессиональная литература, которую он с большим интересом изучает даже в столь почтенном возрасте. Не чурается Пётр Егорович в свои без малого 80 и высоких технологий. Когда в его жизнь пришёл Интернет, он не упустил возможности узнать что-то новое о конной деятельности уже на просторах Сети.
В наше время трудно представить такое рвение к любимому делу, если оно не приносит человеку ничего, кроме удовольствия. Пётр Демко признаётся, что истинных ценителей его ремесла уже, к сожалению, почти не осталось. Покупают изделия мало. А вот материалы для изготовления сейчас намного дороже, чем раньше.
Но и это не останавливает Петра перед рвением к его хобби. Он с гордостью рассказывает о своих работах, о том, как он вдохновляется старинными традициями. Для него важно сохранить ремесло.
Кстати, Пётр Демко признался, что часто на создание новых работ его вдохновляет жена. Ведь она потомственная донская казачка.
«Жена меня всегда поддерживает в моём ремесле», — рассказал дончанин.
Автора работ приглашают на различные выставки, в которых он демонстрирует результаты своей деятельности.
«Как-то раз ко мне подошла маленькая девочка, лет четырнадцати, попросила поработать с нагайкой. Её мастерство меня очень удивило. Затем подошёл её отец, который показал уровень ещё выше!» — рассказал Пётр Егорович.
На современную молодёжь он смотрит с надеждой. Ведь непременно найдутся те, кто захочет обучиться и продолжить дело мастера. Пётр Демко не сомневается, что его хобби, его любовь к лошадям и шорничеству не пропадут даром. Потому что искусство не имеет границ, оно вне времени.
Лошадь не просто средство передвижения. Это живое существо, которое требует заботы, уважения и понимания.