Примерное время чтения: 4 минуты
1123

Слуги народа после отставки. Как живут донские экс-чиновники

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3. "АиФ на Дону" 16/01/2018

Разнообразные льготы и привилегии, которыми пользуются чиновники и депутаты всех уровней, уже давно и всерьёз раздражают тот самый народ, которому они вроде бы служат.

И если преимущества перед обычными гражданами, получаемые начальниками во время их работы ещё можно как-то объяснить, то продолжающаяся поддержка чиновников из казны после отрешения от всех должностей выглядит странно.

И зарплаты, и пенсия

Согласно данным Росстата за 2016 год (итоги 2017-го пока не подвели), средняя заработная плата региональных чиновников превышала 50 тысяч рублей в месяц. Понятно, что это так называемая «средняя температура по больнице» - кто-то получает меньше, кто-то больше, но общее представление о доходах областных клерков составить можно.

Аналогичные зарплаты получают и депутаты Законодательного Собрания, работающие на постоянной основе.

Между тем, средняя зарплата по региону составляет 27,5 тысячи рублей. То есть народ зарабатывает почти в два раза меньше, чем его слуги.

Можно было бы, конечно, предположить, что такое неравенство существует лишь пока чиновник выполняет свои прямые обязанности, а вот выйдя в отставку или на пенсию, он стремительно уравнивается в привилегиях и возможностях с прочими гражданами, однако это не так.

В региональных законах, к примеру, предусмотрены ежемесячные специальные доплаты к пенсиям для лиц, «замещавших государственные должности». Причём, что любопытно, если это самое лицо во время своей работы замещало несколько должностей, то размер доплаты к пенсии будет установлен по той должности, которая предполагает максимальную выплату.

Но это - общие льготы. Есть и персональные. К примеру, в конце года на официальном сайте госзакупок появилась информация о том, что на годовую аренду автотранспортного средства для нужд бывшего губернатора Ростовской области Владимира Чуба из областного бюджета готовы потратить до 1,45 миллиона рублей. Арендованный автомобиль должен был иметь мощность двигателя не меньше, чем 200 лошадиных сил. Среди дополнительных требований предусмотрены наличие системы обогрева и кондиционирования воздуха, подушки безопасности, антиблокировочной системы (ABS) и усилителя рулевого управления.

И так происходит ежегодно. К примеру, в 2016 году на аренду машины для экс-губернатора из казны выделяли 1,5 миллиона рублей. Кроме того, Чуб имеет право и на иные льготы - экс-руководителю региона положены служебный автомобиль, охрана, а также пожизненное денежное содержание в размере 80% от преж­него оклада.

Также экс-губернатор сможет пользоваться VIP-залами вокзалов и аэропортов. Жизнь и здоровье Владимира Чуба застрахованы, также медицинская страховка есть и у членов его семьи. А после того, как Чубу в 2016 году присвоили звание «Почётного гражданина Ростовской области», он получил право также на ежемесячную выплату в 100 тысяч рублей за счёт средств бюджета Ростовской области.

Понятно, что сведения о Чубе доступны потому, что он - лицо публичное, и до самого недавнего времени продолжал трудиться в органах госвласти, работая в Совете Федерации. Но сколько безымянных судей, прокуроров, мэров, вице-губернаторов после своих отставок пользуются похожими льготами? Оторвавшись от повседневной жизни народа ещё в пору своего нахождения на высокой должности, они не становятся к нему ближе и после ухода с работы.

Мировая практика

Директор фонда «Прикладная политология» Сергей Смирнов рассказывает:

«Льготы для отдельных категорий пенсионеров или отставников были, есть и бу­дут. Кто-то по-прежнему пользуется «служебными» поликлиниками, кто-то получает бесплатный уголь, кому-то доплачивают к пенсии.

А кого-то, например, как меня (бывшего майора ра­кетных войск стратегического назначения), будут хоронить с воинскими почестями. И это правильно, поскольку учитывается сложность и общественная значимость предыдущей деятельности пенсионера.

Это в полной мере относится и к ушедшим на пенсию чиновникам. Более того, что отсутствие «золотых парашютов» или иных льгот вынуждает их полный период своей работы всеми способами «готовиться» к пенсии.

Что именно дополнительно должен получать уходящий на пенсию чиновник, зависит, конечно же, от занимаемой ранее должности. И, на мой взгляд, сохранение служебного автомобиля с водителем для бывшего губернатора вовсе не является чрезмерной льготой.

Кстати, всё это повсеместно распространённая практика. Достаточно взять, например, бывших американских президентов, которые до смерти остаются «президентами» и пользуются госохраной. Или льготы для бывших полицейских в той же Америке».

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах