Примерное время чтения: 9 минут
166

Санкции перекусим «Лобстером». Как бизнес борется с экономическим гнётом

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11. "АиФ на Дону" 15/03/2022
На Дону на­учились выращивать даже австралийских раков.
На Дону на­учились выращивать даже австралийских раков. / Александр Никулов / Из архива

Санкции против Российской Федерации отразились на многих сферах. Падение рубля, приостановка авиасообщения с Евросоюзом, ограничения на импорт и экспорт внесли коррективы не только в иностранный, но и отечественный бизнес. Донские предприниматели настороженно следят за ситуацией на Украине и подстраиваются под текущие реалии. После ухода иностранных игроков с российского рынка их положение может как улучшиться, так и ухуд­шиться.

Корреспондент «АиФ-Ростов» поговорил с представителями бизнеса в Ростовской области и поинтересовался, как работают их предприятия после санкций.

Авто разбирают 

Многие автоконцерны приостановили работу своих заводов в России, перестали поставлять машины и запчасти. Из-за этого с 28 февраля стоимость авто в Ростове выросла от 20 до 40%, а в салонах наблюдается небывалый ажиотаж. Как бы парадоксально это ни звучало, от санкций пострадал и российский автопром. «АвтоВАЗ», например, использует при производстве иностранные комплектующие: датчики, топливные насосы, электронику, электрику, гидроусилители, генераторы и т. д. К тому же, эта компания уже на 2/3 принадлежит Renault. Подорожание постигло «Весту», «Гранту» и многие другие автомобили. Более-менее сухой из воды вышла «Нива», которая состоит из российских комплектующих, хотя и не полностью.

Автоэксперт Макс Черкашин считает, что кризис в этой отрасли не будет длиться вечно. Авторынок России – третий в Европе и лишь чуть-чуть уступает Германии, а иногда, в зависимости от месяца, вырывается вперёд. Иностранные автопроизводители потерпят большие убытки, если навсегда откажутся от России. Бренды вернутся, когда стабилизируется курс рубля и снизится геополитическая напряжённость. Капиталисты не бросят свои предприятия с оборудованием, техникой и технологиями.

Цифры
В 2021 году, по данным Ростов­стата, почти 79% предприятий Ростовской области показали прибыль. Суммарно сальдированная прибыль крупного и среднего бизнеса Дона составила 174,5 млрд руб. Это на 13% выше, чем годом ранее.
«Сейчас нет смысла покупать машину, потому что народ в панике и ажиотаже скупает всё, что может. Предложение не покрывает спрос. Если вы придёте в салон, то может быть, и не купите машину. Её просто не будет. Да, ситуация может усугубиться и авто подорожают ещё сильнее. Поставки приостановлены до особого распоряжения, и когда они возобновятся, никто не знает. Все ждут, несут убытки», – заключил Черкашин.

По данным экспертов, на складах ростовских дилеров сейчас имеется месячный запас автомобилей. В лучшем случае они простоят до марта-апреля. Потом запасы закончатся. На момент написания статьи на российском рынке из иностранных брендов остались только KIA и Hyundai.

Что с ипотекой?

Центральный банк России оперативно отреагировал на падение курса рубля. 28 февраля ключевая ставка была повышена с 9,5 до 20% годовых. После этого банки повысили проценты по всем видам кредитов. По мнению экспертов, это приведёт к снижению платежеспособного спроса на жильё. У застройщиков тоже могут возникнуть большие проблемы, потому что теперь они не смогут получать кредиты для расширения возможностей строительства по адекватным процентам.

Завкафедрой «Коммерческое и предпринимательское право» ФГБОУ ВО ДГТУ Екатерина Сапожникова считает, что рынок жилья в ближайшее время столкнётся с ростом цен на 20–25%.

«Первое, что мы заметили, прекратились звонки. Люди не обращаются по поводу покупки квартиры. Это неудивительно, ведь процентная ставка по ипотечным кредитам резко выросла. Отрасль сильно пострадала от санкций. Практически все поставщики, как иностранные, так и российские, подняли свои цены на стройматериалы. При этом застройщикам банкротство не грозит. Мы работаем по системе, когда банки гарантируют нам финансирование. Если они не обанкротятся, то и нам ничего не грозит. Но есть нюанс – ставка кредитов, которые выдают банки для строительства, выросла до 19% (была 11%). Это приведёт к увеличению себестоимости квартир, потому что строить их станет затратнее. Но также стоит учитывать покупательную способность граждан. Если у них не будет средств, то и застройщикам придётся работать в ноль или близко к минусу. Во всяком случае, планируем продолжать работать и надеяться, что нам удастся выйти из этой тяжёлой ситуации, как неоднократно удавалось и ранее», – рассказал гендиректор строительной фирмы «Руслан» Адам Батажев.

«Лобстер» – наш!

Есть ситуации, когда уход иностранных игроков может сыграть на руку отечественным производителям.

Предприниматель из Ростовской области Александр Никулов с 2018 года владеет фермой по разведению австралийских раков «Ростов-лобстер». Мяса в них в два раза больше, чем в обыкновенных речных, а по вкусу они напоминают креветок и лобстеров. По словам бизнесмена, санкции отразятся на его компании, потому что выросли в цене корма, горюче-смазочные материалы, также ожидается подорожание электроэнергии. Отсюда вырастет и ценник раков. Но при этом иностранные компании могут освободить место на рынке.

«Мы реализуем австралийского рака осенью, а сейчас находимся на стадии выращивания малька. Учитывая то, что санкционные продукты к нам закрыли, на российском рынке скажется нехватка премиум-продукта, который мы производим. У нас с реализацией проблем не должно быть. Раньше их и так не было, а теперь спрос точно увеличится. Экологически чистые продукты всегда будут в фаворе. Будем расти и развиваться. Надеюсь, что никакие экономические санкции нас не задушат. Через два месяца откатится всё обратно к 90 рублям за евро, и будем жить – спокойно и мирно», – рассказал Ни­кулов.

Почём стулья?

Также стоит упомянуть, что в Аксайском районе временно закрылся магазин IKEA. При этом позиции отечественных поставщиков мебели на рынке не усилились. По словам главы Ассоциации мебельных предприятий Ростовской области Дмитрия Проселкова, в ассортимент магазина входило много изделий российского производства. Предприятия, являвшиеся поставщиками IKEA, потеряли крупнейшую точку сбыта своей продукции, к счастью, мебельные предприятия Дона такими поставщиками не являлись.

Мебельщики Ростова пока не испытывают особого оптимизма. Дело в том, что 80% материалов и комплектующих, используемых в производстве, поставляется из Китая. Остальные – из Австрии, Германии и Италии. Поставщики комплектующих закупают фурнитуру, ручки, петли, выдвижные механизмы, связующую химию, лакокрасочные материалы и другие компоненты, необходимые для изготовления корпусной мебели за рубежом в иностранной валюте. Увеличение курса доллара привело к сильному росту цен.

«Материалы и комплектующие сильно подорожали. Многие производители пока не закупают мебельные комплектующие. Биржа не работает, реальный курс доллара неизвестен, поэтому предприниматели даже не могут рассчитать себестоимость своей продукции» – рассказал Проселков.

Приостановка авиасообщения с Европой на отрасль не повлияло, так как комплектующие – габаритный груз, который транспортируют поездами и кораблями. Но логистика стала сложнее, потому что с российского рынка уходят иностранные компании, занимающиеся перевозками грузов.

«Если IKEA уйдёт навсегда и стабилизируется курс рубля, то конечно же, местных производителей ждёт увеличение объёма производства и продаж», – добавил Проселков.

Мнение эксперта

Экономист Михаил Понежин:

– Иностранные компании уходят с российского рынка из-за давления в своих юрисдикциях, нарушения логистических цепочек после запрета на авиасообщение с Европой и снижения покупательной способности россиян. Между тем, некоторые иностранные бренды внимательно изучают ситуацию и продолжают работать в штатном режиме. В частности Metro, по заявлению своей пресс-службы, не планирует прекращать свою деятельность в России, потому что компания показывает хороший рост. Та же ситуация с «Ашаном». Уход с российского рынка обернётся для этих компаний колоссальными убытками. При этом ничего страшного во временной приостановке работы их объектов нет. Существуют отечественные торговые сети «Магнит», «Лента», «X5 Group», а также заведения общепита, большинство из которых региональные. В течение года они могут занять освободившиеся ниши.

Мнение власти

Губернатор Ростовской области Василий Голубев:

– Для поддержки донской экономики предусмотрены средства из областного бюджета. Например, на субсидирование затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей – почти 3 млрд рублей. Предоставление субсидий предприятиям железнодорожного и авиационного транспорта, которые оказались в сложной ситуации. На поддержку малого и среднего предпринимательства пока запланировано 400 млн рублей.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах