Примерное время чтения: 8 минут
280

Рынок без защиты. Эксперты объяснили, почему в Ростове растут цены на бензин

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. "АиФ-Ростов" 10/10/2023

В сентябре цены на топливо побили все рекорды. Причём, как оптом, так и в розницу. Эта беда не обошла стороной и Ростовскую область. Более того, в регионе есть свои факторы, усугубившие ситуацию.

Почему на Дону резко выросли цены на бензин? Что привело к его дефициту? Почему беда пришла не одна, и как мы будем жить дальше? Выяснял rosrov.aif.ru.

Заработать «на моменте»

Растущие цены на бензин будоражат народ с лета. Эксперты, аналитики и прочие зубры экономики на эту тему высказывались активно и свой вердикт вынесли: топливо выгоднее продавать на экспорт, чем дома. Туда его и продают. Пока на мировом рынке высокие цены на нефть, экспортёры стараются заработать «на моменте». Просто бизнес.

Этим бизнесом уже заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба и возбудила дела в семи регионах России. Среди них Ростовская область. Специалисты проверят обоснованность роста цен на бензин: от закупки на НПЗ до продажи на АЗС потребителю. К проблеме подключился президент страны и потребовал разобраться с ценами на топливо.

«Я уверена, что меры будут приняты. Сейчас же цены бесконтрольно ползут вверх, и никто ничего не делает. Например, только в Ростовской области с июня по сентябрь дизельное топливо выросло в цене более чем на 30 рублей. Это безобразная динамика», – заявила в одном из интервью депутат Госдумы РФ от Ростовской области Екатерина Стенякина. И рассказала, что некоторые её коллеги по парламенту считают это диверсией.

Дончане, правда, в успех принимаемых мер и проверок особо не поверили.

«Проверяли у нас рост бензина. Отчитались, что всё норм. Если у них инфляция 3,5%, а по факту 35%, о чём тут говорить? Живите, как хотите, называется», – возмущается ростовчанка Алина Рогова.

Есть и те, кто относится к ситуации спокойно.

«Если мне нужен бензин, то я его просто покупаю. И неважно, сколько он стоит. Какая разница, если мне нужно заправить машину? От того, что я буду возмущаться, ценник на заправке не перепишут. Только нервы себе портить», – заметила жительница Азова Ольга Сафина.

В августе Росстат зафиксировал рост цен на топливо в 79 субъектах РФ. А в некоторых и его дефицит. Тогда УФАС, действительно, не нашло на Дону нарушений в повышении цен на топливо. Его ответ на свой августовский запрос опубликовал донской депутат Госдумы Евгений Бессонов.

«Цены формируются на рыночной основе, государство не занимается их регулированием», – пояснили в ведомстве.

«Безобразная динамика»

Известно, что дьявол кроется в деталях. И как у Толстого «каждая семья несчастлива по-своему», так и в регионах есть свои нюансы всеобщей проблемы. «Безобразная динамика» в Ростовской области такова: сегодня литр бензина на заправках в Ростове в среднем стоит 58,78 рубля. В августе стоил 57,02 рубля. В июле – 53,88 рубля, а год назад – 51,84 руб.

Ситуацию с ценами на бензин на Дону усугубили и местные особенности. Во-первых, запрет авиаперелётов усилил нагрузку на ж/д транспорт, которым поставляют топливо. На трафик также повлияла интенсивная поставка военных грузов в СВО. Во-вторых, в разгар уборочной страды на топливо повысился спрос. В-третьих, был сезон отпусков: туристы со всей страны ехали к морю через Ростовскую область и по пути заправляли свои машины, также подстёгивая спрос.

Что ещё осложняет ситуацию? На своём авто ездить дорого, тарифы на такси резко выросли, а общественный транспорт работает плохо. За программу его развития администрация Ростова даже готова заплатить 42 млн рублей. Снижение доступности транспорта – дорога к социальной напряжённости. А это никому не нужно.

Рубль, доллар и нефть

Какое-то время продавцы топлива сдерживали розничные цены, а недополученную прибыль им возмещали из бюджета. Потом эти компенсации сократили вдвое. Перевозчики просили заморозить хотя бы цену дизтоплива на уровне 60 рублей. Минэнерго в просьбе отказало. После вмешательства президента государство вновь среагировало: ввели временный запрет на экспорт топлива. И цены на бензин дрогнули – поползли вниз.

Но и эта мера, судя по всему, продержится недолго: о послаблении введённых экспортных ограничений уже заговорили. Мол, это технологически необходимо, чтобы НПЗ не снижали загрузку. Да и временные факторы, которые давили на цену топлива, уходят: уборочная, сезон отпусков и плановые ремонты НПЗ закончились.

«Любые нерыночные меры временны и малоэффективны. Экономические факторы никуда не делись. А у нас ещё есть и такой: на фоне роста мировой цены на нефть беспрецедентно ослаб рубль. Вы помните, чтобы хоть раз при растущих ценах на нефть падал рубль? Сегодня и у бизнеса, и у населения, кроме доллара и евро, нет надёжных инструментов сохранения средств, – говорит доктор экономических наук Иван Марков. – И мой прогноз не будет оптимистичным: в моменте топливо, возможно, и подешевеет, а потом будет новое повышение».

Ну, а люди? Люди привыкнут. Как привыкли к новым ценам на продукты, недвижимость, услуги ЖКХ и всё остальное.

Важно
Налог, который платят нефтедобывающие компании, привязан к цене нефти на мировом рынке. На цену топлива на розничных заправках он не влияет.

Финансовый аналитик, экономист Валерий Сусов:

– Внутренний рынок нужно защищать и делать это планомерно. А не от случая к случаю, когда петух в одно место клюнет. Иначе это просто латание дыр, а не решение проблемы в корне. Подобная ситуация с ценами у нас сложилась ведь не только с топливом. То же самое с ценой на электроэнергию для жителей Ростовской области, в которой есть своя АЭС. То же самое с зерном: на Дону собрали очередной невиданный урожай, но цена на хлеб и мучные изделия растёт. Если на экспорт продавать дороже, чем дома, бизнес так и будет делать. И нельзя его в этом обвинять. Потому что извлечение прибыли – это главная задача и суть бизнеса. К тому же, у нефтяников, энергетиков, крупных агрохолдингов – сильнейшее лобби. Противостоять ему может только государство.

Заместитель губернатора Ростовской области Игорь Сорокин:

– Поставки топлива в донской регион не прекращаются. На некоторых аЗС могут временно отсутствовать определённые марки бензина или дизельное топливо, однако, подчеркну, что это единичные случаи и они временны. Оснований для паники нет. 

Фото: АиФ-РостовАндрей Трофимов

Как это было в СССР

Перебои с бензином для дончан – явление не новое. В СССР очереди за бензином стали одним из символов 80-х. По госцене бензин продавали по талонам, а у спекулянтов-перекупщиков он стоил дорого. Особенно в дефиците был АИ-93. А-72 и А-76 купить было проще. На донских автозаправках по выходным собирались длинные очереди счастливых обладателей «Москвичей», «Жигулей», «Волг» и «Запорожцев», чтобы купить бензин. Стояли по несколько часов. Очередь занимали с раннего утра, а кто-то и с позднего вечера, чтобы не потерять место, люди даже спали в машинах.

Самые предприимчивые ездили за бензином в Воронежскую область или соседние республики – на Украину и Кавказ. В багажник брали несколько канистр, потом хранили купленный впрок бензин в гаражах. Это даже стало причиной нескольких пожаров.

Причины дефицита бензина в СССР позже объяснили недостаточной добычей нефти, неэффективной организацией производства и распределения, а также регулированием продажи бензина через систему квот и приоритетом на нужды обороны.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах