На Дону льготники продолжают отстаивать своё право на бесплатный проезд в общественном транспорте. На днях жители Ростова и Волгодонска вновь вышли на улицы, чтобы напомнить о своей позиции.
Ветераны не сдаются
Как известно, в конце февраля в Ростовской области был принят областной закон «О внесении изменений в отдельные областные законы».
Натуральные льготы на проезд ветеранам труда, реабилитированным лицам и труженикам тыла Великой Отечественной войны в регионе заменили на ежемесячные денежные выплаты. Права на бесплатный проезд лишились 244 тыс. пенсионеров. Не все льготники согласны с таким решением и продолжают об этом заявлять.«Моё личное мнение: это не замена бесплатного проезда деньгами, а именно отмена льготы. Называется «отняли у нищего копеечку». У меня онкология. Я езжу на лечение в Ростов. Проезд на автобусе только в одну сторону стоит 800 рублей, а раньше я мог ездить в больницу бесплатно, — говорит волгодончанин, ветеран труда Анатолий Петрович К. - Теперь нам выдают тысячу рублей. Сюда же входит проезд в городском транспорте и электричке. Чтобы съездить на дачу и обратно, мне нужно заплатить 100 рублей в день. Вот и считайте сами – замена это или отмена».
Обсудить ситуацию с монетизацией льгот на проезд и решить, что делать дальше, ростовчан и волгодонцев пригласили донские коммунисты.
«В 2016 году нам уже удалось отстоять своё право на льготу. Тогда тысячи людей вышли на митинг, чтобы быть услышанными. Сегодня это не митинг, а официальная встреча депутатов Заксобрания с избирателями. Мы будем проводить их до тех пор, пока жители Ростовской области не будут услышаны, а их интересы учтены», - заявил депутат Законодательного собрания Дона фракции КПРФ Алексей Мисан.
Ростовчанка, ветеран труда Нина Алентьева решила бороться за свои права иначе: подала на донских законотворцев иск в суд. Мотивировала тем, что Конституция России запрещает издавать законы, умаляющие права людей. Женщина требовала отменить монетизацию транспортных льгот. Ростовский областной суд в удовлетворении иска отказал.
«Мы на этом не остановимся. Будем подавать апелляцию на решение суда и доказывать свои права», — говорит ветеран труда Людмила Шатерникова. Как и десятки других льготников, она поддерживала Нину Алентьеву в суде.
Льгота или деньги?
Депутаты и чиновники замену льготы деньгами объяснили тем, что к ним поступали «многочисленные обращения» ветеранов, которые льготным проездом не пользовались и хотели бы заменить льготу деньгами. Выплата в тысячу рублей уравнивает в правах всех.
«На мой взгляд, это странное оправдание. Льгота – это право, а не обязанность гражданина. Именно поэтому пользование почти всеми социальными льготами носит заявительный характер, - пояснила юрист Светлана Григорьева. – Иногда вместо льгот можно получить денежную компенсацию. Но, опять же, по желанию. Нужно было дать льготникам право выбора: деньги или льгота».
Пострадали от монетизации и транспортные компании Дона.
«Этот бесплатный проезд у людей заслуженный: они по 40 лет отработали, всем подряд звание ветерана не дают. Мы, профессионалы-транспортники, были категорически против монетизации в таком виде. Но кто нас послушал? Закон приняли. Последствия не заставили себя ждать: многие предприятия на периферии встали на грань банкротства. Потому что никто не будет работать в минус, - говорит генеральный директор АО «Крымское АТП» Андирас Поповян. - В период кризиса и такой неустойчивой экономики вообще опасно проводить реформы, существенно влияющие на жизнь людей и деятельность предприятий. А если уж приняли такое решение, то выпадающую разницу в доходах государство должно взять на себя».
Спасти ситуацию можно: достаточно внести в закон поправки, которые позволят дончанам самим выбирать формат льготы. Тогда и споры поутихнут, и градус социального напряжения в обществе спадёт. Всё в руках законодателей.
Комментарий власти
Председатель комитета по образованию, науке, культуре и информационной политике Законодательного собрания Дона фракции «Единая Россия» Светлана Мананкина:
- Очень многие ветераны труда переходом на монетизацию довольны. Соответственно, вернуть всё обратно, как требуют те, кому это не понравилось, мы не можем. Но и оставить без внимания обращения людей, которые используют пассажирский транспорт часто, мы также не вправе. Задача – найти возможность удовлетворить и первых, и вторых.